RSS Feed

Направленность и пути формирования мотивационно-волевой сферы в спортивных коллективах
Страница 3

Психология » Особенности и пути формирования мотивационно-волевой сферы в спорте » Направленность и пути формирования мотивационно-волевой сферы в спортивных коллективах

В результате формирования устойчивых положительных мотивов на преодоление таких препятствий у спортсменов появляется желание овладевать спортивным мастерством, выполнять спортивный режим, добросовестно относиться к любым указаниям тренера и видеть в личных стремлениях частицу общего, коллективного дела.

Именно поэтому формирование сознания, включая такие его элементы, как мировоззрение, нравственные идеалы, ценностная ориентация, мотивация поведения, должны быть центральной проблемой спортивной деятельности в коллективе.

Эти психологические образования в конечном итоге определяют все формы человеческой деятельности. С этой точки зрения всякое обучение спортсмена является и должно быть воспитывающим, раскрывающим ему основные смыслы, мотивы его деятельности. Взаимосвязь мотива и способа деятельности - вот психологическая основа диалектического обучения и воспитания.

В зависимости от цели своего физического совершенствования меняется и мотивация занимающихся спортом.

Современному тренеру нельзя не учитывать, что осуществление программы перехода к рынку - это не только практическая реализация фундаментальных преобразований в экономике, но и формирование новых социально-нравственных, философских, психологических ориентаций всей общественно-политической жизни страны.

Крах тоталитарной системы повлек за собой ликвидацию системы духовных, нравственных и культурных ценностей. Прежний, коммунистический, идеал общественного развития, составляющий стержень официальной идеологии, пронизывающий всю систему воспитания, уничтожен, а нового идеала, который бы пользовался доверием и был привлекателен для большинства молодежи, нет. Границы между хорошим и плохим, добром и злом оказались размытыми. Резко усилившаяся имущественная дифференциация, необходимость выживать и бороться за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования "новой" системы нравов, в основе которых -философия эгоизма и извращенного индивидуализма. Утрата спортсменами общественных идеалов, уход от общественной жизни в себя способствуют насыщению их сознания неуверенностью в своем будущем.

Сегодня тренеру необходимо ясно понимать, что в нашем обществе произошел кризис духовно-эстетических ценностей, кризис национальной культуры. Культура социалистического реализма высмеяна, и те, кто это сделал, ничего взамен предложить не смогли. Средствами массовой информации (СМИ) воспитание детей, подростков и молодежи идет в основном на произведениях американского образца, пропагандирующих жестокость и насилие как путь достижения свободы личности.

По оценкам американских аналитиков благоприятной средой для деятельности иностранных спецслужб являются территории "демократической" России с такими присущими ей чертами, как слабость и непрофессионализм органов власти при широкой информационной свободе, инфантильное развитие институтов гражданского общества, низкая политическая и правовая культура населения, глубокий экономический, финансовый, а в последнее время и политический кризис.

Все это тренеру необходимо знать, видеть, а главное уметь исправлять духовный вакуум, следствием которого стали нарастание бездуховности и безнравственности в обществе. Сегодня у молодых людей наблюдается дефицит таких качеств личности, которые оказывают интегрирующее воздействие на сохранение связей во всех типах общностей, начиная с семьи. К ним относятся долг, гражданственность, патриотизм, дисциплина, ответственность и т.п. Эти морально-политические качества еще совсем недавно были самым мощным средством советских и российских спортсменов в бескомпромиссной спортивной борьбе за достижение победы на всех международных соревнованиях (чемпионатах Европы, мира, олимпийских играх). Благодаря самоотверженной работе ученых и тренеров в нашей стране в 50-80-е годы была создана самая лучшая в мире система подготовки спортсменов к главным международным стартам. Это позволяло советским спортсменам успешно выигрывать командное первенство в официальном и неофициальном зачетах по многим видам спорта и тем самым приумножать славу нашей страны как великой державы.

Однако непрерывная профессионализация и коммерциализация спорта высших достижений в последние годы как за рубежом, так и в нашей стране коренным образом изменила всю систему соревнований ведущих спортсменов во многих видах спорта.

Расширение международных и отчасти внутренних календарей соревнований включением серийных стартов в кубках мира, "Гран-при", коммерческих соревнований по приглашению, характеризующихся высокими гонорарами, значительно повысило физическую и психическую напряженность индивидуальных календарей спортсменов. От 60 до 90% таких стартов сейчас приходится на высокооплачиваемые состязания, большая часть которых проводится за рубежами страны. Участие в таких соревнованиях и подготовка к ним часто способствуют потере спортивной формы перед чемпионатами Европы, мира, олимпийскими играми.

Страницы: 1 2 3 4 5


Синдром эмоционального «выгорания» и его симптомы
В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома «burnout», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе человек–человек. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматич ...

Варианты психосоматических нарушений
Ложная беременность, описывавшаяся в прошлом психиатрами как «нервная беременность», представляет собой яркий пример психогенной драматизации. Это очень редкое в наши дни явление показывает, в какой степени и в каких границах может измениться женское тело под влиянием аутосуггестивных представлений. Мнимая беременность встречается чаще ...

Эмпирические основания применения гуманистического подхода в практике социальной работы
Как видно из первой главы данной работы, очень трудно недооценить значимость использования гуманистического подхода в практической социальной работе. И поэтому студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» должны владеть навыками консультирования в рамках гуманистической психологии. Но, вся сложность такого подхода заключае ...