RSS Feed

Самосовершенствование как метод формирования личности. Самопознание как важнейшая попытка самосовершенствования

Психология » Воспитание способности самоуправления и самосовершенствования » Самосовершенствование как метод формирования личности. Самопознание как важнейшая попытка самосовершенствования

Любой человек, прежде чем приступить к сложному делу самосовершенствования, должен начать с составления своего рода физических и психологических качеств, своих возможностей и ограничений, или, как говорят психологи, с самоанализа и самопознания.

Самопознание – это оценка человеком самого себя, осознание своих интересов, мотивов поведения. Трудность этой задачи связана с тем, что она предполагает попытку посмотреть на свой внутренний мир как бы со стороны, соединить субъект и объект наблюдения. Поэтому результаты самоанализа оказываются не совсем точными.

Что же нужно делать, чтобы получить более или менее объективные результаты анализа своих собственных психических и физических качеств? Для этого используют некоторые рекомендуемые наукой приемы:

Например – беспристрастная, по возможности, оценка накопленного профессионального и жизненного опыта, которая так или иначе даст ответ на вопрос о наших сильных качествах, таких, как активность, честность, готовность к риску, общительность, стремление к повышению своего социального статуса и т.п., а также о наших слабостях: недостаточная энергичность, нежелание рисковать, боязнь нового и т.п. Чем богаче ваш жизненный опыт, тем больше материала будет в вашем распоряжении, чтобы дать самому себе правдивую оценку. По мнению И. В. Гете, «человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир».

Рекомендуются и другие методы самопознания, в том числе: тестирование, треннинги, деловые игры. С помощью этих приемов, получаемых все большее распространение в качестве методов обучения, контроля и самопознания, можно добиться более или менее объективных результатов.

Но и эти методы, как считают психологи, все же не являются полностью надежными. Поэтому важен также и учет мнений других людей о наших сильных и слабых сторонах, особенно мнение тех, кто знает нас уже много лет: родственников, друзей товарищей по работе.

И наконец, результаты самопознания будут более надежны , если будут постоянно проверяться, дополняться, уточняться, корректироваться в ходе повседневной трудовой, познавательной и общественной деятельности человека. «Как можно познать самого себя? – спрашивал Гете и отвечал: - Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».

Смысл всей работы человека по самопознанию русские мыслители издавна видели в том, чтобы найти наилучшее соответствие между способностями и талантами, которыми обладает каждый человек, и теми реальными условиями их развития и совершенствования, которые даны ему судьбой, условиями его реальной жизни. Работа эта весьма напряженная, многотрудная, порою даже трагическая[10, с. 302 - 310].


Супружеская галантность
Супружескую галантность можно назвать важнейшей составляющей этикета. По мнению польского журналиста Яна Камычека, это— «особое искусство». Среди мужчин распространено ошибочное мнение о том, что галантность по отношению к собственной супруге могут расценить как признак царящего в семье матриархата. В результате этого часто возникает п ...

Детский фольклор в детской субкультуре
Анализ детской субкультуры, имеет большое значение для развития сознания и личности ребенка, детского сообщества, группы сверстников. Детская субкультура (от лат. sub под и cultura возделывание, воспитание, развитие) в широком значении все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком смысловое пространство ценн ...

Сравнительная характеристика результатов диагностики склонности к девиантному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте.
Данные, выявленные при помощи методики «Опросник Шмишека» можно сравнить при помощи сводной таблицы (См. Таблицу 11). Таблица 11.Сводная таблица типов акцентуации личности у подростков, воспитывающихся в приюте. группы Типы акцентуации личности Количество человек % мальчики Экзальтированный 7 46,6 Демонстративный 1 6,6 Застревающ ...