Учения о темпераменте. Формальные теории видов темперамента. Типы темперамента по И. Канту
Иммануил Кант (1966) дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он делил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы темперамента он рассматривал как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — как темпераменты действия (с точки зрения современных подходов можно первые связать с эмоциональностью как характеристикой темперамента, а вторые — с активностью).
Сангвиник определяется И. Кантом как человек веселого нрава, который является хорошим собеседником, умеет и любит общаться, легко заводит друзей. Он полон надежд и веры в успех всех своих начинаний. Беззаботен и поверхностен, может придавать чему-то чрезмерно большое значение и тут же забывать об этом навсегда. Если расстраивается, то не испытывает глубоких отрицательных эмоций и быстро утешается. Обещает и не выполняет своих обещаний, так как не обдумывает заранее, способен ли он их выполнить. Он — грешник: искренне раскаивается в своих грехах, легко забывает о своем раскаянии и грешит снова. Работа его быстро утомляет, а занятия, которым он отдается, скорее являются для него игрой, чем серьезным делом.
Меланхолик характеризуется И. Кантом как человек мрачный. Он недоверчив и полон сомнений, готов во всем видеть повод для тревоги и опасений. Остерегается давать обещания, так как детально продумывает все трудности, связанные с их выполнением. Нарушить же данное слово он не может: ему это неприятно. Он редко веселится и не любит, когда веселятся другие.
Холерик — это вспыльчивый человек. Он легко раздражается и впадает в ярость, но также легко и отходит, особенно если ему уступают. Очень активен; начав что-нибудь делать, действует энергично, однако этого запала ему хватает не надолго: у него нет терпения и выдержки. Предпочитает руководить другими. Честолюбив, любит участвовать в различных церемониях, хочет, чтобы его все хвалили, поэтому окружает себя льстецами. Забота о других людях и великодушие у него показные, так как он любит только себя. Старается выглядеть умнее, чем есть на самом деле, и все время боится, что другие это поймут. Холерический темперамент больше, чем другие типы, вызывает противодействие со стороны окружающих, поэтому И. Кант считает, что его обладатели являются несчастными людьми.
Флегматик — это хладнокровный, не подверженный аффективным вспышкам человек. Его недостатком является склонность к бездеятельности (лень) даже в ситуациях, настоятельно требующих активности. Но, начав что-то делать, обязательно доводит дело до конца. Благоразумен, обладает принципами и воспринимается как мудрый человек. Нечувствителен к нападкам, не задевает тщеславия других людей, а посему уживчив. Однако может подчинить своей воле волю других людей, причем незаметно для них. И. Кант считал этот тип темперамента самым удачным.
Проблема мотивации сотрудников в работах зарубежных и отечественных авторов
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осу ...
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Понятие социальной перцептии
Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. ...
С. Л. Рубинштейн об одаренности – учение классика.
В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его историческом развитии. В результате дифференциру ...