Коррекция депрессивных состояний бизнесменов на базе частной клиники
«Здравица». Формирующий эксперимент (коррекционные
мероприятия)Страница 6
Таблица 3. Этапы групповой кризисной терапии
Терапевтические факторы |
1-й этап ГКТ: поддержка |
2-й этап ГКТ: вмешательство |
3-й этап ГКТ: тренинг навыков адаптации |
Цель |
Купирование аффективных нарушений |
Поиск оптимального способа разрешения конфликта |
Принятие ситуации, разрешение кризиса |
Задачи |
Эмоциональное включение в группу, ликвидация чувства безнадежности, представления об уникальности и неперено-симости собственных переживаний, повышение самоприятия, мобилиация личностной защиты |
Выявление неадаптивных установок, когнитивная перестройка в сфере актуального конфликта |
Апробирование и закрепление адаптивных способов решения проблем; сплочение группы |
Методы |
Раскрытие, отреагирование, разделение эмоций, сочувствие, ободрение, актуализация кризисных факторов, выработка мотивации к кризисному вмешательству |
Проблемные дискуссии, направленные на анализ неадаптивных позиций, интерпретация форм психологической защиты, затрудняющих разрешение кризисной ситуации |
Ролевой тренинг, психодрама, поддержка пациентов, находящихся на ранних этапах заболевания, арттерапия |
Функции ведущего |
Создание атмосферы безусловного принятия личности и переживаний членов группы |
Фокусирование занятия на проблеме пациента, в отношении которого осуществляется вмешательство. Включение участников в дискуссию, контроль их состояния, оказание необходимой психологической помощи |
Моделирование актуальной ситуации пациента, функции сценариста и режиссера ситуационных и ролевых игр. Проигрывание ролей пациента или лиц из его ближайшего окружения |
В фазе окончания тренинга на последнем занятии суммируются терапевтические достижения пациента, подкрепляется его уверенность в возможности реализовать намеченные планы.
Занятия в психотренинговой группе в течение первых трех недель снимает депрессию у 90% слушателей. Многие люди избавляются от мешавших им некоторых форм поведения, недомоганий, приобретают навыки преодоления стрессовых ситуаций и решения жизненных проблем: одни добиваются повышения по службе, другие налаживают отношения в семье, третьи начинают чувствовать себя счастливыми. Во время занятий у людей восстанавливаются потенция, вера в себя, свои способности, силы, возникает желание учиться, заниматься своим интересным делом.
Но самое главное, у тех, кто прошел эти курсы, нарабатываются новые алгоритмы поведения, которые помогают адекватно реагировать на реальную жизнь, снять претензии к другим людям, ощущать радость. И в дальнейшем, занимаясь вновь в психотренинговой группе, они стремятся поддерживать свое оптимальное состояние духа и разума, а это полная победа над депрессией.
Депрессивные пациенты в процессе лечения учатся под руководством терапевта помогать себе и друг другу, конечно же, не только разумом, но и творческим целебным оживлением души, временным (по обстоятельствам) или с постепенным вхождением в целебно-творческий стиль жизни. «Я долго слушаю своего депрессивного товарища, а затем спрашиваю, не может ли он припомнить, что-нибудь светлое. Оказывается, не просто не может, но, по его словам, и вспомнить нечего, поскольку светлого в его жизни просто не было. То же самое я могу сказать и о себе. И если мне напомнить бесспорно светлый эпизод, я отвечу, что это был лишь мираж, а по-настоящему светлого не было». Светлого не было и нет и, тем более, уже не будет – вот характерный, повторяемый на разные лады депрессивный мотив. И дело тут не в более или менее мрачном взгляде на жизнь, а в том, что дискредитируются положительные жизненные идеи, включая идею противодействия болезни, что затрудняет, а то и вовсе останавливает положительное движение». Таковы воспоминания одного из клиентов о своем первом занятии в психотерапевтической группе. К окончанию занятий он же представил вниманию остальных участников группы стихотворение собственного произведения, проникнутое надеждой и верой в будущее.
Деятельность и личность
Понятия деятельность и личность имеют широкие связи. В процессе деятельности происходит формирование и развитие личности, будь то игра, общение или труд. Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений одной личности с обществом и другими личностями. Она требует помощи и участия других людей. Результаты деятельности ...
Когнитивная психология: история и современность. Когнитивные стили:
феноменология и диагностика
В истории психологии можно говорить о "когнитивной революции" конца 50-х годов – ее можно считать своего рода реакцией на господствующий тогда в психологии бихевиоризм, для которого было характерно отрицание какой бы то ни было роли внутренней организации психических процессов. На когнитивную психологию радикально повлияло шир ...
Заключение автора.
Как жаль, что отпрыск
неразумный, рождается у мудреца. Не получает, неразумный, талант и знания отца.
Рудаки Абу Абаллах Джафар
Вопрос одаренности, на мой взгляд, очень интересен. Как видно из статьи М. Матюшкина, данная тема начала волновать ученые умы достаточно давно и, как это ни странно, однозначного ответа на данный вопрос не ...