Помощь клиентам социальной работы в рамках мотивационно-потребностной
теории А. МаслоуСтраница 2
Метажалобы свидетельствуют о фрустрации метапотребностей, например таких как справедливость, истина. И следуя теории Маслоу можно сказать, что этот уровень недовольства является хорошим показателем того, что все остальное в порядке. Когда жалобщики недовольны несовершенством общества, отсутствием справедливости и т. д. – это положительный знак. Это значит, что несмотря на высокую степень удовлетворения основных потребностей, люди все же стремятся к дальнейшим улучшениям и росту. Фактически Маслоу наводит на мысль о том, что хорошим показателем развития общества является наличие недовольных среди его членов.[2]
Но, к большому сожалению, практика социальной работы в нашей стране говорит о том, что подобные метажалобы клиентов довольно часто сопряжены с рядом дополнительных проблем, которые значительно усложняют ситуацию, с которой приходится работать социальным работникам.
И все же, каким бы утопичным и идеалистическим не казался подход Маслоу к пониманию сущности человека, его идеи играют важную роль в гуманистически направленном консультировании клиентов социальной работы. Ведь, «Человеку необходимо иметь какую-то жизненную основу из личностных ценностей, из философских убеждений… Чтобы чем-то жить и быть понятым другими людьми, это нужно, как нужен солнечный свет, кальций или любовь.»[2,с.26]