RSS Feed

Глубинная и вершинная психология личности: историко-психологический аспект

Психология » Основы психологии » Глубинная и вершинная психология личности: историко-психологический аспект

Глубинная психология: ее олицетворяет фрейдизм, кот. понимает личность как невротическую, находящуюся в противоречии с собой. Это индивид, погруженный в решение своих проблем. Фехнер: образ айсберга. Глубинная психология выдвинула идею о независимости психики от сознания. Психика существует вне и независимо от сознания, а бессознательная психика (глубинная) составляет ее предмет и общую проблему. З. Фрейд рассматривал факты, не поддающиеся сзн-му контролю (забывчивость, описки, сновидения), как явления, которые имеют причины и должны получить объяснение. Эти проявления - свидетельства бессзн-го. Пути их выявления составляют методы Фрейда: анализ свободно всплывающих ассоциаций, метод толкования сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни. Всюду наблюдается столкновение двух тенденций: желания и цензуры. Индивидуальная психология Адлера: чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект - факторы развития человека. Индивидуум рассматриваться в обществе. Основные жизненные сферы: 1) проф. д-ть, 2) соц. контакты с др., 3) любовь, брак. Условия, появления у р-ка чувства неполноценности: 1) наличие физич. недостатков, 2) неправильное воспитание (изнеженность или бессердечность). Аналитическая психология К. Юнга: содержание - учение о бессзн-ом и о процессе развития личности. Учение о двух системах бессзн-го – личной (поверхностный слой психики, зависит от личного опыта) и коллективной (глубинный слой, независимая от развития индивида, недоступный психоанализу). Инстинкты (определяют специфическое поведение человека) и архетипы (обуславливают конкретное формирование сознательных психических содержаний) - регуляторы душевной жизни. Процесс становления личности - индивидуация. Ее цель – становление Самости, т.е. объединение, уравновешенность, связность сзн-го и бессзн-го. Неофрейдизм: К. Хорни - социологизированный вариант фрейдизма. Проблема социальной (культурной) обусловленности формирования характера человека и неврозов. Все человеческие отношения имеют характер соперничества (необходимость сравнения себя с другими). Подчеркивает роль культуры (с одной стороны, культура стимулирует наши потребности, а с другой – налагает большие ограничения).

Э. Фромм: концепция "радикально-гуманистического психоанализа". Главная идея - об общественной обусловленности человеческой (в т.ч. бессознательной) психики. Пытается понять человека в зависимости от социальных условий его существования. Исходный тезис - положение об особенностях человеческого существования, кот. заключает в себе экзистенциальное противоречие (причина: разрыв связи человека с природой). Человек чувствует одиночество, опасность, чувство бессилия. Возникают импульсы-потребности, направленные на преодоление этих переживаний. Путь: добровольные связи с миром, природой, продуктивная деятельность человека, любовь к работе, которые снова соединят его с миром как свободного и независимого индивида. Но социальные условия не дают такой возможности Зависимость характера человека от его образа жизни – это социальный характер, кот. меняется вместе с изменением общества, культуры. Его типы: накопительский, воспринимающий, рыночный, эксплуататорский, некрофилический.

Вершинная психология

.

Отечественная психология: А.Н. Леонтьев

: личность – иерархия мотивов, а мотив– предмет, который задан социальной ситуацией. Ориентируясь на значимость этих предметов, и выстраивается личность. Направленность личности характеризуется интересом. Рубинштейн:

внутренние условия опосредуют внешние воздействия. Зарубежная психология

: противопоставление психоанализа гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Олпорт), экзистенциональной психологии (Виктор Франкл). Гуманистическая психология исходила из идеи права личности быть самой собой.

Олпорт

: идея функциональной независимости (пример: семечко ® росток детерминирован семечком ® дерево уже детерминировано не семечком, а условиями окружающей среды). Маслоу

: субъект преодолевает ограниченность бытия. Человек переходит с уровня на уровень (потребности). Пирамида потребностей: (физилологич, безопасность, любовь, уважение и высшая – познание). Роджерс

: личность – не раб своему поведению. Активно противопоставил гуманистическую психологию психоанализу. Человек – не раб своему бессознательному, он тот, кем он желает быть. Человек обращен в будущее, он реализует проект собственного бытия. Франкл

: человек – конструктор смыслов, которые он определяет сам. Очень важно найти смысл в ситуации. Экзистенциональный вакуум – ощущение пустоты, утрата смысла. Чувство неполноценности: если человек борется с ним, оно повышается; если занят деятельностью, то оно атрофируется. Ощущение пустоты Þ агрессия. Любовь и ненависть имеют объект, т.е. основание для этого. Причины вакуума: 1) нет сильных инстинктов (что хочу) Þ конформизм; 2) нет традиций (что должно быть) Þ тоталитаризм; 3) специфические невротические заболевания – из ценностных конфликтов, экзистенциональной фрустрации (ноогенные неврозы – 20% от всех). Принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая его таким, какой он должен стать, мы заставляем его быть таким, каким он может статьТеория и терапия неврозов. Уникальные личности пациента и врача Þ выбор метода. Методы: 1) самотранценденция – техника дерефлексии; 2) самоотстранение – техника парадоксальной интенции. При болезни (страхе) симптом вызывает фобию, она в свою очередь усиливает симптом, а он подкрепляет фобию. При неврозе навязчивых состояний давление вызывает противодействие, которое в свою очередь усиливает давление. существление того, что боится (мочился – 5 центов); юмор (тремор рук – соревнование, пот – больше давай, бессонница, запрет на половой акт – дерефлексия, фригидность, нет оргазма)


Связь потребности и установки
Потребность определяется Дмитрием Николаевичем Узнадзе как психофизическое состояние организма, выражающее нужду в чем-либо, лежащем вне организма. Если бы у организма не возникало потребностей, то он бы оставался недвижим. Потребность дает импульсы к активности, вносит в установку тенденцию перехода к активности, обусловливая этим одну ...

Этапы становления психологии
I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали созна ...

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Фрейда рассматривает преимущественно негативные эмоционадьные проявления. Это исходит из того, что они порождаются конфликтом между бессознательным (интерес - влечением либидо) и предсознательным (санкции Супер-Эго). Такого рода эмоции порабощают Эго и могут стать причиной психического расстройства. Психоаналитическая теория эмо ...