RSS Feed

Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии
Страница 1

Психология » Основы психологии » Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии

Проективные методы - специальные методы, основанные на использовании малоструктурированных стимульных ситуаций, и актуализирующие у испытуемого стремление передачи тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Термин "проективные методы" введен Франком в 1939 г. Названы они так, потому что основываются на едином психологическом механизме, который вслед за Фрейдом и Юнгом принято называть "проекция". Проекция - методический принцип, лежит в основе проективных методик. В психоанализе проекция - это защитный механизм (вытесненные мысли, переживания, мотивы л-ть приписывает другим О-м и это является мех-м психол-й защиты от осознания наличия у себя этих тенденций). Первоначально ПМ рассм-сь как приемы клинической ориентации, т.е. выявляли способность прогнозировать индив-ный стиль пов-ния, переживаний и аффективного реагирования в значимых или конфл-ных сит-х, выявлять неосознаваемые аспекты л-ти. Счет ПМ ведется с теста словесных ассоциаций Юнга. Он доказал возможность путем косвенного получать инфо о ч-ке. Фрейд и Юнг показали, что бессознательные переживания доступны диагностике, т.к. отражаются в хар-ре быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий. Связь образов фантазии со свойствами и чертами личности также убедительно доказал Герман Роршах - тест "Чернильных пятен". В 1935 г. ТАТ, методика изучения фантазии. Авторы - Мюррей и Морган. Материал теста - сюжетные картинки, изображающие неопределенные сит-ции, допускающие различное понимание и толкование. По замыслу авторов рассказы по сюжетным картинкам позволяют судить о склонностях, интересах и нередко выявляют болезненные состояния психики. Под проекцией стала пониматься тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психологической организации. В 1939 г. появляются работы Франка. Он первым применил термин "проективные методики" для обозначения особой группы методов исследования личности.

В 40-50 г.г. - две теоретические парадигмы для обоснования проективного подхода.

1) в русле психоанализа. Чем более неопределенны условия, тем в большей степени психическая активность приближается к "первичным" психическим процессам (воображение, галлюцинации), движимым принципом удовольствия. В этом случае нужно признать тождество "первичных" психических процессов и психической активности в ситуации проективного исследования.

2) в рамках когнитивного подхода new look. Рапопорт определил специфические процессы, детерминирующие проективный ответ. Проективная продукция - результат сложной познавательной д-ти, в кот. слиты когнитивные моменты и эмоциональные моменты. Брунер в рамках подхода new look рассматривал основные механизмы избирательного восприятия.

В психологии выделяют такие виды проекции:

1. Атрибутивная проекция

- приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.

2. Аутистическая проекция

- детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож, а сексуально озабоченный - как символ мужской сексуальности.

3. Рациональная проекция

характеризуется рациональным мотивированием. Например, когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.

Страницы: 1 2


Акмеологический период развития – период взрослости
В возрастной психологии взрослость рассматривалась как стабильный переход. Французский психолог Э. Клапаред (1926) охарактеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости», когда прекращается процесс развития. Однако впоследствии было показано, что процесс развития человека не завершается с наступлением взрослости, на всех этап ...

Шизофрения
Примерно 10% больных шизофренией кончают жизнь самоубийством. Это заболевание проявляется нарушениями речи, мышления, восприятия, личной гигиены и поведения; выражаясь кратко, у больных наблюдаются глубокие изменения в поведении и/или чувствах, нередко возникают странные мысли. У лиц, страдающих шизофренией, факторами повышенного суицид ...

Наблюдательность как профессионально значимое качество следователя.
Проблема личности – одна из центральных проблем общества, и в сфере права, и в деятельности юридических органов. Высоких результатов могут добиться только люди, личности, работающие в них и обладающие соответствующей психологией. Они должны отличаться высокой общей культурой, потребностями в интеллектуальном, культурном и нравственном р ...