RSS Feed

Формирование временной перспективы в юношеском возрасте
Страница 1

Время, как и пространство, является универсальной базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни – таких как смена сна и бодрствования, время кормления и тому подобные, регулируемые социальной средой.

В младенчестве дети очень четко усваивают временные понятия, связанные с биологическими ритмами. Примечательно, что дети уже через два-три месяца после своего рождения привыкают к определенному времени кормления настолько точно, что период между двумя разными приемами пищи воспринимается им как постоянная и универсальная единица. Если мать забывает накормить вовремя своего младенца, он, с точностью до десяти-пятнадцати минут, начинает криком привлекать свою мать или коголибо, так как образ матери может к тому времени еще не сложиться, чтобы ему принесли еду. Время отхода ко сну он знает также четко, возможно потому, что младенец спит обычно девять десятых дня и смена сна и бодрствования не относится к определению ребенка во времени.

Младенец начинает ориентироваться во времени на рефлекторном уровне гораздо раньше, чем, например, в пространстве и понятие «время» он, фигурально выражаясь, впитывает с молоком матери.

Дальнейшее представление ребенка о времени связано с большими трудностями. Рефлекторная дуга (время - еда) разрушается. Его начинают кормить в различное время, и только тогда, в основном, когда он попросит. Вслед за этим начинает строиться когнитивное представление, основанное в основном на смене светлого и темного периода суток. Ему прививается, что в темное время он должен спать, а в светлое бодрствовать. Таким образом, в раннем детстве закладываются основные принципы времени для ребенка на подсознательном уровне, которые он не будет осознавать, скорее всего, всю жизнь, но будет подчиняться принципам, заложенным в глубины подсознания.

И только в дошкольное детство представление ребенка о времени принимает социальный и этнически-культурный характер.

На фоне многочисленных изменений особая роль в дошкольном возрасте принадлежит становлению основных элементов самосознания. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выраженного формулой «Я сам»[51]. Зачатки самосознания обнаруживаются в самооценке ребенка. На основе самооценки у ребенка формируется уровень притязаний - притязание на признание, чувства вины и стыда и так далее, а также все это тесно связано с новым осознанием себя во времени. Формируются индивидуальное прошлое и индивидуальное будущее, которые непосредственно связаны с настоящими событиями.

Все перечисленные элементы, а также психосексуальная идентификация, то есть осознание дошкольником своей половой принадлежности, складываются в ребенке в общую схему «образа-Я» или «Я-концепцию».

Самосознание ребенка в раннем онтогенезе исследуется через особенности его образа себя, который выступает как целостное когнитивноаффективное образование, отражающее развитие самопознания и самооценки ребенка в ходе жизнедеятельности. В этом смысле, временные аспекты образа себя у детей, такие как самопознание, самоотношение и самоорганизация во времени собственной жизни, могут выступить адекватной единицей анализа субъективного времени у дошкольников.

Процесс формирования образа Я у ребенка сложен и противоречив. Образ Я у дошкольника еще недифференцирован. Когнитивные компоненты практически отсутствуют.

В дошкольном возрасте ребенок погружен в нерасчлененное времяпространство, поскольку его социальные связи не носят еще четко обозначенной и заданной ориентации во времени, регламентируемой социально значимым взрослым. Его ориентация во времени осуществляется в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, подчас мало связанные между собой. В этом возрасте представления о времени носят мифологический характер: они богаты по содержанию, но не структурированы; глобальны, но не систематизированы. Представления о временных характеристиках существуют в детском сознании фрагментарно и с разной степенью осознанности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Взгляд на развитие психики В. С. Мухиной
Условием развития человека помимо реальности самой Природы является созданная им реальность культуры. Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека В. С. Мухина классифицирует следующим образом: ü Реальность предметного мира – предметы природы и рукотворные предметы, которые человек ...

Синдром эмоционального «выгорания» и его симптомы
В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома «burnout», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе человек–человек. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматич ...

.Концепция Д. Б. Эльконина
Д. Б. Эльконин сделал исключительное по своей психологической глубине и прозорливости предположение. Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередо ...