RSS Feed

Результаты диагностики личностных особенностей и содержания временной перспективы в раннем юношеском возрасте
Страница 1

Психология » Взаимосвязь личностных характеристик и представлений о времени в раннем юношеском возрасте » Результаты диагностики личностных особенностей и содержания временной перспективы в раннем юношеском возрасте

У всех испытуемых данного возраста значимость событий из настоящего оказалась самой низкой, значимость событий прошлого и будущего значительно выше с преобладанием предпочтения будущему.

У значительной части испытуемых (40 %) отсутствовали связи между представлениями о времени (круги располагались отдельно друг от друга, занимали небольшую площадь листа). Это – группа, где предпочтение оказывалось событиям прошлого, длительность перспективы прошлого составляет 15 - 17 лет, то есть количественно равна их возрасту, длительность перспективы настоящего – до 3,5 лет месяцев, будущего – до 100 лет. Для этой группы характерно, что в среднем 53 % событий относятся к прошлому, 16 % - К настоящему и 31 % - К будущему. Средняя длительность настоящего составила 11 месяцев, прошлого – 15,8 лет, хронологические рамки будущего – от 1 до 100 лет. У 22 % испытуемых во временной перспективе отсутствует представленность настоящего, длительность будущего - более 100 лет (при средней для этой группы – 55,5 лет). У 44 % значимость событий прошлого составляет в среднем 62 %, при значительной длительности временной ретроспективы настоящее представлено в отрезке времени 1 – 2 месяца, события настоящего и будущего малозначимы, события будущего имеет большую протяженность во времени.

Для значительного большинства испытуемых с преобладанием ретроспективы (68 %) самым значимыми событиями являются рождение (15 баллов), события в семье, в школе. К настоящим событиям в основном отнесены учеба в школе, события в семье («убежал котенок»), встреча с любимым человеком. Будущие события у данной группы менее значимы, чем прошлые, - это поступление в вуз, окончание университета, начало работы («нахождение высокооплачиваемой работы»), супружество, рождение первого ребенка, приобретение собственного дома, события отдыха, путешествия за границу. Можно предположить предрасположенность в прошлом опрашиваемых этой группы к девиантному поведению, среди событий прошлого одна треть указала такие, как угон машины, аварию, «первый раз напился», «начал ругаться матом».

Более многочисленной оказалась группа (60 %) с предпочтением значимости событий будущего, которая, в свою очередь, разделилась на следующие подгруппы: 1) с значительно представленной ретроспективой и отсутствием представленности событий настоящего (36 %), 2) с достаточной представленностью прошлого и настоящего (32 %), 3) с преобладанием будущей перспективы, с незначительной представленностью прошлого и настоящего (32 %). В первой подгруппе значимость прошлого составила около 44 %, протяженность – до 17 лет, значимость будущей перспективы – 56 % (длительность – до 99 лет); во второй подгруппе значимость ретроспективы представлена 34 % (длительность – до 17 лет), событий настоящего – 12 % (от 1 месяца до 1 года 3 месяцев), будущего – 54 % (до 43 лет); в третьей подгруппе прошлое представлено событиями, значимость которых – 18 % (18 лет), значимость событий настоящего – 1 % (до 8 месяцев), события будущей временной перспективы оценивались в среднем 81 % (до 82 лет). Результаты "циклического теста времени" показали наличие взаимосвязи в описании структуре прошлого, настоящего и будущего (один из вариантов - расположение кругов прошлого и настоящего внутри круга, представляющего будущее, пересекающиеся круги, площадь круга, представляющего будущего значительно больше площади прошлого и настоящего). В этой группе формирование списка событий не вызвало значительного затруднения. Среди значимых событий названы "рождение ребенка", "создание семьи", "воплощение творческих замыслов", "первая любовь", "поступление в университет", "получение профессионального образования", "нахождение смысла существования", "интересная, творческая работа".

Анализируя принадлежность событий различным сферам, можно выделить, что большинство респондентов называют как самое значимое в прошлом свое рождение (88 %), для них также большое значение в ретроспективе имеют значения события, связанные со школой, 50 % считают значимыми различные события детства, такое же количество называют среди событий прошлого события, связанные с увлечениями ("хобби").

Среди важных событий 78 % испытуемых называют поступление в университет, причем 60 % относят это событие к будущему, а 40 % - к настоящему.

События в семье значимы для всех респондентов, 44 % называют названные события уже произошедшими, 22 % относят их к настоящему, а 34 % - к будущему. Среди этих событий можно выделить отдельно группу событий, связанных с семейным отдыхом (26%): 58 % - в ретроспективе, 29 % - в настоящем, 13 % - в перспективе.

Страницы: 1 2 3


Структура состояний
Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы. Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстром ...

Цветовой тест Люшера
Описание методики: Процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традиция ...

Мышление и обучение
Обучение и развитие мышления идут параллельно и взаимно стимулируют друг друга. Так, переход ребенка с предметного мышления на наглядно-образное способствует расширению его кругозора. В то же время, этот переход становится возможным во многом благодаря обучению. Развитие мышления и обучение начинаются задолго до поступления ребенка в ...