RSS Feed

Эмпирическое исследование
Страница 1

Описание эмпирической базы и психодиагностических методов исследования.

Эмпирическая база исследования:

Психодиагностическое исследование проводилось в декабре 2006-го года. В данном исследовании было опрошено 26 респондентов, учащихся 11-го А класса средней общеобразовательной школы № 1179 Южного административного округа города Москвы. Участие всех испытуемых в нашем исследовании было добровольным. Результаты шести человек, при обработке анкет испытуемых, полученных в ходе настоящего исследования, были исключены нами из общей выборки и не участвовали в дальнейшем анализе, так как данные респонденты неправильно истолковали инструкцию к тесту-опроснику, а, следовательно, достоверность полученных результатов весьма сомнительна и научной ценности не представляет. Таким образом в психологическом анализе приняло участие 20 респондентов.

Психодиагностические методики исследования.

Для выполнения поставленных задач мы использовали психодиагностическую тестовую методику определения акцентуаций характера К.Леонгарда[1].

Опросник типологии характера, разработан известным немецким психиатром, неврологом и психологом К.Леонгардом, на основе его концепции акцентуированных личностей[2]. Теоретические воззрения К.Леонгарда, созданная им типология характеров послужила фундаментом при разработке таких методик как опросник К.Шмишека и Патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко.

Характерологический опросник К.Леонгарда, предназначен для выявления акцентуаций, заострений характера. Данная психодиагностическая методика включает в себя 88 вопросов, сгруппированных в 10 шкал, соответствующих определенным, выделяемым К.Леонгардом, акцентуациям характера.

Выявляются следующие типы акцентуированных личностей:

1. Гипертимные,

2. Возбудимые,

3. Эмотивные,

4. Педантичные,

5. Тревожные,

6. Циклотимные,

7. Демонстративные,

8. Неуравновешенные,

9. Дистимные,

10. Экзальтированные.

Возможно, применение опросника как индивидуально, так и в группе.

При групповом обследовании каждый опрошенный должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов, однако, допускается и зачтение вопросов психологом. Опросник используется как в целях психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации. Полный текст вышеописанной методики приведен в приложении № 1.

Ход проведения эмпирического исследования и его результаты.

Нами были подготовлены бланки для проведения психодиагностического тестирования респондентов с целью выявления акцентуированных личностей в общей выборке и получения общей характерологической «картины» группы. Исследование проводилось нами 21 декабря 2006-го года. Начало исследования – 8 часов 45 минут. Исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 1179 Южного административного округа г. Москвы.

В ходе исследования нами было опрошено и протестировано 26 человек – 11А класс указанной выше школы. Проведение психодиагностического исследования в сумме заняло 45 минут, включая инструкцию, и было завершено в 9 часов 30 минут.

Результаты эмпирического исследования.

Для анализа полученных в ходе эмпирического исследования данных нами были использованы следующие программные средства:

А. «Анализатор опросника Леонгарда» - специально разработанное и реализованное нами приложение, позволяющее ускорить обработку тестовых бланков респондентов. (Подробнее описано в Приложении № 2).

Б. Microsoft «Exel» 2003 – электронные таблицы из пакета Microsoft Office.

В. SPSS версия 12,5 – пакет программных средств для обработки данных и визуализации результатов их анализа.

После получения «сырого» психодиагностического материала мы присвоили каждому испытуемому индивидуальный номер и занесли все результаты в Таблицу № 1, приведенную ниже.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Понятие о синдроме профессионального выгорания
В 1981 году Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе н ...

Одаренность:теоретические вопросы. Понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»
Адекватность использования термина «одаренность» до сих пор является предметом научных дискуссий. Это происходит потому, что в психолого-педагогической литературе существует две точки зрения на определение данного феномена. С одной стороны под одаренностью понимается некая генетически обусловленная исключительность (одаренные дети). С д ...

Временная перспектива как характеристика психологического времени
Понятие временной перспективы было предложено К. Левиным. Введение этой категории дополняло понятие «жизненного пространства», которое представляло единицу человеческой личности. Введением этого понятия К. Левин подчеркивал тот факт, что «психологическое поле», существующее в данный момент, включает в себя представление о своем прошлом ...