RSS Feed

Понятие о синдроме профессионального выгорания
Страница 1

Психология » Синдром профессионального выгорания » Понятие о синдроме профессионального выгорания

В 1981 году Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе на этот вопрос можно выделить следующие закономерности.

Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т. п. Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.

По этому поводу можно привести следующий пример профессионального выгорания и консультацию психолога:

«Я педагог. Всегда любил свою работу, но в последнее время меня сильно раздражают ученики. Идти в школу не хочется. Подумываю сменить профессию. Скажите, это у меня усталость или профессиональная непригодность?» Иван, 39 лет

— Такие реакции, как у вас, – очевидные признаки трудового выгорания, или эмоциональной профессиональной перегрузки, — состояния, при котором работники физически, психически и эмоционально истощены. Выгорание может произойти на любой работе, но более всего этому подвержены люди профессий, требующих эмоциональных затрат: медики, пожарные, артисты, журналисты и, конечно, же ваши коллеги-педагоги.

У этой проблемы несколько характерных признаков. Во-первых, выгорание подразумевает эмоциональное истощение. Поражённые им люди устают, становятся напряжёнными, апатичными. Неудачи на работе мгновенно отражаются на характере, человек с синдромом выгорания становится более конфликтным, раздражительным, обижаясь на любое, даже самое незначительное замечание или шутку.

Другой характерный признак трудового выгорания — aдеперсонализация, или уход от других: человек рушит все свои связи, оказываясь в одиночестве, один на один с нарастающим как снежный ком клубком проблем. У «угоревшего» на работе резко понижается самооценка. Выгоревшие работники не в состоянии заботиться о своих клиентах и относятся к ним безразлично, плохо выполняют работу и ощущают беспомощность, отчаяние или злость.

Впрочем, не всё так беспросветно. И даже из такой, казалось бы, тупиковой ситуации есть выходы. Вам, Иван, я рекомендую попробовать поменять режим работы. Постарайтесь планировать рабочее время так, чтобы его хватало только на самое важное. Выделите время для восстановления потраченной за день энергии, запишитесь в бассейн, займитесь творчеством или самообразованием. Найдите занятие по душе. Только сделайте это вовремя. Иначе процесс вашего саморазрушения может зайти слишком далеко.

Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего как в России, так и за рубежом это — женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

В-третьих, профессиональному выгоранию подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места.

В России к этой группе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста. Кроме того, в этой группе находятся работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу.

В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность.

Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.

В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями:

Страницы: 1 2


Стимульный материал
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться. 2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. 3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). 4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, ...

Психологические характеристики человека-оператора
Человек-оператор – это человек, который осуществляет трудовую деятельность, взаимодействуя с предметом труда, машиной и внешней средой при помощи информационных систем и органов управления. Психолог. характеристики: 1) особенности темперамента (в них проявляется сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов 2) интерес к опер ...

Реформы творческого образования детей в различных этно-культурных формациях
Пожалуй, наиболее впечаляющим в сфере образования в настоящее время являются перманентные реформы образования. Можно даже сказать, что мы живем в эпоху перманентного педагогического эксперимента. Например, известно, что на смену русской классической школе и гимназии конца XIX – начала XX столетия пришли сначала пролетарская школа 20-30- ...