RSS Feed

Методы исследований в инженерной психологии

Психология » Основы психологии труда » Методы исследований в инженерной психологии

Инженерная психология пользуется широким ассортиментом методов и конкретных методик, которые сложились в психологической науке, а также других смежных с ней областях (кибернетики, лингвистики, теории информации и т.д.).

Эти методы используются как в фундаментальных исследованиях, которые направлены на выявление закономерностей информационных процессов системы человек-машина и деятельности человека-оператора; так и в инженерно-психологических испытаниях новых образцов техники профильных с целью оценки их соответствия свойствам человека.

Инженерно-психологические исследования обычно начинаются с анализа реально существующих систем человек-машина.

Здесь основными методами являются:

1. наблюдение, которое дополняется специальными измерениями (освещенность рабочих мест, контрольно-измерительные приборы и т.д.)

2. беседа с операторами

3. анкетирование

Особое внимание уделяется анализу мест в системе человек-машина, т.е. ошибок, которые были допущены операторами, несчастных случаев и аварий. В процессе наблюдения формируются вопросы которые требуют специального изучения, при проведении которого основным становится эксперимент (лабораторный и естественный).

В инженерной психологии используется моделирование системы человек-машина. Заканчивается инженерно-психологическое исследование рекомендациями, направленными на повышение эффективности и надежности системы человек-машина.

Также методы можно представить в виде двух групп:

а) количественные методы:

*экспертный (переработка информации, полученной от специалистов в данной области – сбор экспертных заключений, метод ранжирования, непосредственная оценка).

*моделирование (для получения основных представлений о характере деятельности человека и о возможности создания задуманной системы имитирования деятельности в условиях максимально приближенных к реальным) + инженерно-психологический эксперимент.

*математическое моделирование (исследование путем построение математических описаний деятельности, математических моделей и их изучений)

б) методы исследований:

*на человека налагается те функции которые он ранее выполнял в других трудовых системах.

*человеку даются только те функции, в которых реализоваться с помощью техники.

*человеку даются те функции, которые требуют очень большую ответственность и имеют большую значимость.

*сопоставление преимущественно возможных по различным показателям человека и технических устройств для выполнения определенных функций.


Обсуждение результатов сравнительного анализа
Сравнительный анализ личностных черт родителей, выбирающих деструктивный и конструктивный стиль отношения к ребенку, по t-критерию Стьюдента показал, что существует статистически значимая разница между такими родителями по многим показателям при высоком уровне достоверности отличий, следовательно, данные различия вызваны не случайными, ...

Кризис старости
Кризис на границе зрелости и старости датируют примерно возрастом 55–65 лет. Метафорические описания («юность старости», «крутой поворот психической жизни», «борьба с собственным закатом» и т.п.) соседствуют с указанием на конкретные факторы, которые могут быть рассмотрены как причина кризиса. Так, иногда кризис старшего возраста назыв ...

История становления и развития психологии труда как отрасли психологической науки
В псих. науке всегда уделялось внимание псих. вопросу труда. Одним из первых кто занимался ролью личностного фактора труда, был и Сеченов. В начале 20 века перед психологией были поставлены вопросы о влиянии раздражения и участие работы первой системы в рабочих движениях. О роли активного отдыха в производственном труде. Оживление на ...