RSS Feed

Проблема мотивации сотрудников в работах зарубежных и отечественных авторов
Страница 5

Психология » Экспериментальная психология » Проблема мотивации сотрудников в работах зарубежных и отечественных авторов

Свою теорию Y Д. Мак-Грегор опробовал на практике на одном из заводов компании Procter & Gaтble в штате Джорджия в 1950-х годах. На заводе работали самоуправляемые бригады, все трудовые процессы планировалась по принципам теории Y. В конечном итоге по эффективности этот завод обошел другие предприятия группы Procter & Gaтble.

Фредерик Херцберг, современник А. Маслоу, развил теорию последнего о различиях между материальными и духовными потребностями. Ф. Херцберг удовлетворение базовых потребностей (через соответствующую политику компании, оплату труда, организацию рабочего времени и пр.) называл "гигиеной", а удовлетворение высших потребностей (стремления к достижениям, признанию, профессиональному росту, а также собственно процесс труда и ответственность) относил к "мотивации". По его мнению, несоблюдение "гигиены" может привести к демотивации, хотя и улучшение гигиены не слишком усиливает мотивацию.

Еще одно направление исследования мотивации рассматривает потребности, определяемые приобретенным поведением и личностными особенностями. Психологи считают их внутренними факторами в противоположность внешним - организации труда и трудовой среде, которые изучали Ф. Херцберг и А. Маслоу. Дэвид Мак-Лелланд в послевоенные годы разделил высшие потребности на три категории (достижение, власть, признание), отмечая, что для разных типов личности приоритетной становится одна из категорий.

Почему же такой объем знаний о мотивации работников не дал тысяч динамичных и эффективных самоуправляемых бригад с высокими доходами? Почему работа так часто бывает скучна?

Скорее всего, этому препятствуют два главных затруднения: излишний детерминизм в научных подходах и раскол между теорией человеческих отношений и общей теорией менеджмента.

Принципы теории Х отстаивают многие. Еще в 1960-х и 1970-х годах некоторые профсоюзные деятели взялись за разрушение капиталистических предприятий и свержение системы, которую те олицетворяли. Эта деятельность достигла своего пика в 1968 году, когда произошло больше всего забастовок, демонстраций и маршей протеста во многих странах западного мира и, в особенности в ФРГ, Франции и США. Известно, что в некоторых отраслях индустрии сильно было влияние троцкистов, проникавших в профсоюзы и организовывавших волнения и беспорядки. Понятно, что менеджеры не спешили устанавливать дружеские отношения и делегировать полномочия работникам, которые находились под влиянием подобных радикалов. Неудивительно, что Карл Маркс, писавший о слабой мотивации у рабочих за сто лет до описываемых событий, не утратил своего авторитета.

Во все времена спорным оставался (и остается) вопрос, действительно ли мы хотим полностью посвятить себя работе? Многие люди на первое место ставят семью и отдых от работы, а работают только для того, чтобы оплачивать эти свои интересы; правда, наблюдаются попытки учесть это в некоторых исследованиях психологии труда. Менеджер-теоретик Чарльз Хенди цитирует слова одного рабочего по поводу внедрения принципов человеческих отношений на его заводе: "На черта мне их признание". Все, что ему нужно, - это стабильная зарплата.

Теория Х позволяет легко планировать трудовые усилия: четко определены сферы ответственности, алгоритмизированы процессы принятия решений, быстро происходит их внедрение, поскольку не надо тратить время на убеждение работников. Однако эта схема хорошо работает только тогда, когда все работники организации довольны таким подходом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Субъективный метод
Субъективный метод заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения. Этот метод получил название «интроспекция» (от лат. introspectare -гляжу внутрь, всматриваюсь). Метод интроспекции, начиная от трудов Р. Декарта и Дж. Локка и до В. Вундта, был опорой учения о том, что сознание человека познается принципиально иначе, че ...

Теоретическая часть.
Тенденции и изменения на российском рекламном рынке в 2007 году В прошлом году на российском рекламном рынке произошёл ряд существенных изменений, результатом которых стали сдвиги в важнейших областях рекламы. Ниже мы планируем рассмотреть основные изменения и сделать прогнозы относительно будущего развития рекламного рынка. По поведе ...

Психоаналитическая теория Фрейда
Теория Фрейда рассматривает преимущественно негативные эмоционадьные проявления. Это исходит из того, что они порождаются конфликтом между бессознательным (интерес - влечением либидо) и предсознательным (санкции Супер-Эго). Такого рода эмоции порабощают Эго и могут стать причиной психического расстройства. Психоаналитическая теория эмо ...