Установка в концепции Дмитрия Николаевича Узнадзе, и его учеников
Эта научная школа провела исследования феномена психологической установки. Дмитрий Николаевич и его последователи пришли к выводу, что от содержания установки человека зависит не только характер его мышления, но и восприятие им объектов нашего мира.
Результаты большой экспериментальной работы показали, что восприятие реальности человеком зависит от его прошлого опыта. Если, к примеру, испытуемому несколько раз давали в руки два шара разного объема, то после нескольких опытов у него возникала соответствующая психологическая настроенность, определяющая его реакцию на размер шаров в его руках. Если после этих установочных опытов ему давали два шара одинакового объема, то на фоне выработанной ранее установки шары казались ему разными по объему. При этом меньшим казался шар в той руке, в которой в предварительных опытах находился шар большего объема (Узнадзе). Аналогичные опыты проводились и с другими раздражителями – силой давления, звуковыми сигналами, освещенностью, количеством объектов, весом предметов. И всегда наблюдался один и тот же результат: воспринимаемая человеком реальность зависела от предварительной "настройки" испытуемых.
Дмитрий Николаевич Узнадзе назвал содержание этой "настройки" психологической установкой человека, которая "не относится к обычным категориям явлений душевной жизни, – к категориям познания, чувства и воли. Не имея частного или локального характера, она должна быть, трактуема как категория целостно-личностного порядка", как "модус его состояния как целого" (Узнадзе). Таким образом, Узнадзе "рассматривал установку не как одно из психических образований, позволяющее прояснить некоторые психические явления, а как основу психической активности человека". (Надирашвили) При этом Узнадзе и его коллеги пришли к выводу, что факту любой активности личности "непосредственно предшествует установка действующей личности, … и вся деятельность ее в дальнейшем протекает под знаком направляющего влияния этой установки", так что активность личности есть, по сути "реализация ее установки" (Узнадзе). Важно отметить, что согласно представлениям Узнадзе, установка человека "предшествует сознательным психическим процессам", она "представляет собой факт из области той сферы человеческой активности, которую до настоящего времени называют сферой бессознательной психики". Таким образом "без участия установки вообще никаких психических процессов как сознательных явлений не существует…
Для того чтобы сознание начало работать в каком-нибудь определенном направлении, предварительно необходимо, чтобы была налицо активность установки, которая, собственно, в каждом отдельном случае и определяет это направление". (Узнадзе)
Раскрывая учение Дмитрия Николаевича Узнадзе об установке, его последователи писали, что "установка — это нечто подобное "внутреннему двигателю" человеческой психики, черпающему свой основной запас энергии из внешнего мира" (Шерозия). Последнее связано с тем, что именно окружающий человека мир оказывает свое влияние на формирование его установки. Этот "внутренний двигатель" человека, как утверждают психологи, "направляет человеческое поведение" а также "влияет на восприятие индивидуума" (Натадзе). На основании установки "осуществляется как адекватное, так и иллюзорное отражение реальных явлений", поскольку "содержание сознания не имеет независимого от установки существования". (Баиндурашвили).
В психологических экспериментах, проведенных Шарпантье, "было установлено, что у человека можно создать установки, под влиянием которых он будет иллюзорно воспринимать свет, температуру, объем и другие предметные свойства" (Надирашвили).
Насколько существенно может быть подобное иллюзорное восприятие реальности, свидетельствует следующий случай, обсуждавшийся в научной литературе. Охотник в сумерках караулил на опушке леса кабана. И его напряженное ожидание, его психическая установка, привела к тому, что когда из леса вышла маленькая девочка, он "увидел" не ее, а кабана, что привело к трагическим последствиям (Натадзе). "Увиденный" охотником кабан явился продуктом его психологической установки, созданной в данном случае не серией предварительных установочных опытов, но специфической работой сознания охотника.
Приемы управления функциональными состояниями
Сохранение работоспособности за счет предотвращения нарушений функционального состояния или формирование благоприятных состояний возможно путем:
* создание системы обеспечения профессиональной пригодности специалистов
*разработка эргономических рекомендаций по проектированию, созданию и эксплуатации системы «человек-машина-среда»
* о ...
Психические нарушения после аборта
Известно, что 14—20% всех клинически диагностированных беременностей кончаются спонтанными абортами. Однако психической переработке выкидышей в клинической практике и научных исследованиях долго не придавали особого значения, поскольку большинство спонтанных абортов происходит на ранних сроках беременности. Исходя из представления, что ...
Особенности кризиса развития. Различные подходы к кризису развития
Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также ...