RSS Feed

Гендерные различия стилей общения. Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений

Психология » Особенности общения в молодёжной сфере » Гендерные различия стилей общения. Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений

Среди юношей и девушек наблюдаются различия в коммуникативных чертах и стилях общения. Гендерные различия в общении вызваны как врожденными психологическими характеристиками, соответствующими полу, так и влиянием социализации [9, с. 17-27].

Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественны, сколько качественны. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам, обычно присутствует дух соревнования. Мужское общество, как и весь стиль жизни, скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны.

С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки – к интенсивному общению; мальчики чаще играют большими группами, а девочки – по двое или по трое.

Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. По данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

Социометрическое лонгитюдное исследование (Эдер Д. и Халлинэн М., 1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый иерархический порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых, нередко ведут себя антисоциально.

Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах (количественные и качественные различия в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности), с одной стороны, отражают, а с другой – создают и воспроизводят психологические половые различия: в уровне эмпатии (постижение эмоциональных состояний другого человека путем сопереживания ему) и самораскрытия. Девушки в среднем эмоционально чувствительнее и восприимчивее юношей, во всех возрастах превосходят их по потребности и способности к самораскрытию, передаче другим интимной и личностно-значимой информации о себе и своем внутреннем мире.

Конфликты со сверстниками в основном являются проявлением борьбы: у мальчиков – за лидерство, за успехи в интеллектуальной и физической областях или за чью-то дружбу, у девочек – за представителя противоположного пола [17, с. 77-83].

Стиль общения тесно связан с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности или феминности. Мужской стиль обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания. Женский стиль рассчитан на уменьшение социального расстояния и установление психологической близости с другими. Такая нормативная установка заставляет мальчиков-подростков скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят феминными (например, застенчивость), что уменьшает степень их общего самораскрытия.

Нужно уже в младшем дошкольном возрасте обращать особое внимание на детей, игровое поведение или телосложение которых не соответствует стереотипам маскулинности и фемининности, и которые из-за этого подвергаются насмешкам сверстников. Это внимание должно быть тактичным, незаметным и направленным на повышение самоуважения ребенка и улучшение коммуникативных навыков.

Взрослые должны полностью отдавать себе отчет в том, что интимные эротические переживания подростков находятся практически вне сферы педагогического контроля, а повышенный интерес к ним со стороны взрослых большей частью имеет отрицательные последствия. Сексуальные игры подростков и юношей следует прекращать тактично, апеллируя к правилам приличия, но, не запугивая и не наклеивая страшных ярлыков, не допускать унижения человеческого достоинства.


Понятие «оперативная деятельность». Классификация видов операторской деятельности
Операторская деятельность – вид трудовой деятельности, который заключается во взаимодействии человека с предметом труда, машиной и внешней средой, управление ими через информационные системы и средства управления. Наиболее характерная черта: оператор не имеет возможности непосредственного наблюдения за управляемыми объектами и пользов ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме волевой готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе. Особенности развития личности старших дошкольников
Врачи, физиологи, психологи сравнительно хорошо изучили особенности развития ребенка до школы и имеют достаточно полное представление о том, какой он, будущий первоклассник, каким проходит или должен был бы прийти в школу, чтобы не сникнуть под бременем школьных нагрузок, нормально расти и развиваться. Важно знать, чем отличаются разны ...

Определение понятия “акцентуация характера”
В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются Настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. Е. Патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно Сглаживаются. Это позволило нам говорить о “преходящих подростковых акцентуац ...