RSS Feed

Ухаживание, дружба и любовь

Юношеская сексуальность и ее конкретные проявления тесно связаны с коммуникативными чертами личности и специфическими нормами социальной среды, субкультуры. Как субъективные ожидания, так и регулирующие взаимоотношения юношей и девушек нормативные предписания неоднозначны и противоречивы.

Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости [15, с. 354-358].

Отмеченная 3. Фрейдом разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений, их направленность на разные объекты особенно типична для мальчиков. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных качеств. Кроме того, сказывается влияние традиционного стереотипа маскулинности, согласно которому мужчина подходит к женщине с "позиции силы". А старшеклассник этой силы в себе еще не ощущает. Жажда любви нередко сочетается со страхом "потерять себя", "подчиниться".

Девочки, которым "сила" не предписана, свободны от этой заботы, зато они вынуждены скрывать увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию.

Разрешение этих внутриличностных противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек в более широком кругу общения. Обособление мальчиков и девочек в той или иной форме – универсальное явление в истории культуры. В современном обществе сегрегация полов выражена менее резко и осуществляется стихийно, самими детьми. Это создает определенную психологическую дистанцию между мальчиками и девочками, преодолеть которую не так просто.

Лосенковым В.А. и Коном И.С. было проведено исследование. Ответы старшеклассников на вопрос: "В общении с кем вы чувствуете себя наиболее уверенно и свободно?" – показали, что общение со сверстниками противоположного пола является значительно более напряженным, чем со всеми остальными лицами, за исключением учителей. С человеком собственного пола подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические. Причем напряженность у мальчиков возрастает от 7-го класса к 8-му, а у девочек – от 8-го к 9-му [8, с.110-115].

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. По имеющимся данным [8], юноши-девятиклассники не выбирают в качестве близкого друга девушку, и в первом круге их реального общения преобладают юноши. Напротив, тот, кто в качестве идеального друга предпочитает девушку, обычно имеет меньше друзей своего пола и отличается повышенной рефлексивностью.

Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба. Юноша 16-18 лет может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша замыкается в себе.

Психосексуальные трудности – одна из главных причин юношеского одиночества. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших. Но одновременно они хотят оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания. В.А. Сухомлинский совершенно справедливо требовал "гнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников. Ни малейшего намека на то, что один пятнадцатилетний подросток назвал "ощупыванием сердца железными рукавицами". Любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим и неприкосновенным" [15, с. 358-361].

Несмотря на демократизацию и упрощение взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, как можно выражать свои чувства.


Культура речи практического психолога
Речь – вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Она является универсальным средством передачи информации и смысла. Виды речи: * внутренняя; *внешняя: устная письменная. Профессиональное общение психолога: * заинтересовать собеседника и объяснение ему, чем вызван ваш интерес к беседе * подчеркнуть ценность и ...

Бланк ответов
Подсчет баллов Показатели Номера высказываний Нормы Адаптивность 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, (68-170) 68-136 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 Дезадаптивность 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, (68-170) 68-136 ...

Эмоциональная стабильность. Различные стороны вашей личности (по К. Леонгарду)
Данный тест позволяет определить выраженность темперамента, характера и стиля мышления. Черты, присущие каждой личности, согласно теории К. Леонгарда, могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень, ядро личности. Они могут быть ярко выражены (акцентированы), и тогда их называют акцентуациями характера, а с ...