Ухаживание, дружба и любовь
Юношеская сексуальность и ее конкретные проявления тесно связаны с коммуникативными чертами личности и специфическими нормами социальной среды, субкультуры. Как субъективные ожидания, так и регулирующие взаимоотношения юношей и девушек нормативные предписания неоднозначны и противоречивы.
Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости [15, с. 354-358].
Отмеченная 3. Фрейдом разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений, их направленность на разные объекты особенно типична для мальчиков. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных качеств. Кроме того, сказывается влияние традиционного стереотипа маскулинности, согласно которому мужчина подходит к женщине с "позиции силы". А старшеклассник этой силы в себе еще не ощущает. Жажда любви нередко сочетается со страхом "потерять себя", "подчиниться".
Девочки, которым "сила" не предписана, свободны от этой заботы, зато они вынуждены скрывать увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию.
Разрешение этих внутриличностных противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек в более широком кругу общения. Обособление мальчиков и девочек в той или иной форме – универсальное явление в истории культуры. В современном обществе сегрегация полов выражена менее резко и осуществляется стихийно, самими детьми. Это создает определенную психологическую дистанцию между мальчиками и девочками, преодолеть которую не так просто.
Лосенковым В.А. и Коном И.С. было проведено исследование. Ответы старшеклассников на вопрос: "В общении с кем вы чувствуете себя наиболее уверенно и свободно?" – показали, что общение со сверстниками противоположного пола является значительно более напряженным, чем со всеми остальными лицами, за исключением учителей. С человеком собственного пола подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические. Причем напряженность у мальчиков возрастает от 7-го класса к 8-му, а у девочек – от 8-го к 9-му [8, с.110-115].
Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. По имеющимся данным [8], юноши-девятиклассники не выбирают в качестве близкого друга девушку, и в первом круге их реального общения преобладают юноши. Напротив, тот, кто в качестве идеального друга предпочитает девушку, обычно имеет меньше друзей своего пола и отличается повышенной рефлексивностью.
Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба. Юноша 16-18 лет может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша замыкается в себе.
Психосексуальные трудности – одна из главных причин юношеского одиночества. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших. Но одновременно они хотят оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания. В.А. Сухомлинский совершенно справедливо требовал "гнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников. Ни малейшего намека на то, что один пятнадцатилетний подросток назвал "ощупыванием сердца железными рукавицами". Любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим и неприкосновенным" [15, с. 358-361].
Несмотря на демократизацию и упрощение взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, как можно выражать свои чувства.
Релаксация
Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г.Селье):
- импульс
-стресс
-адаптация.
Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль - человек так или иначе успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некото ...
Когнитивная психология р.л.солсо. Установка и решение задач
Для Р.Л. Солсо мышление - это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация; это происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения, воображения и решения задач[29].
Решение задач - это мышление, направленное на решение кон ...
Кризис дошкольного возраста
Л.С. Выготский называл этот кризис кризисом семи лет и указывал на очевидные изменения в характере и поведении ребенка.
Признаки наступления кризисного периода:
– возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»)
– появление оспаривания со стороны ребенка необходи ...