RSS Feed

Потребности и мотивы

Потребности и мотивы настолько тесно переплетены в структуре личности, что понять эти компоненты можно только во взаимосвязи.

Начинать анализ нужно с потребностей. В своих первичных биологических формах потребности есть состояние организма, выражающую объективную нужду в чем – то, что лежит вне его. По мере становления личности происходит изменение и развитие потребностей. Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым их сочетанием.

Любая форма поведения человека объясняется как внутренними, так и внешними причинами. К внешним причинам относят стимулы, исходящие из сложившейся ситуации, а к внутренним – мотивы, потребности, цели, желания и т.д., именуемые личностной диспозицией.

Понятие мотива, в отличие от понятия мотивации, означает то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым, личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению определенных действий.

А. Маслоу разработал «иерархию потребностей» и соотнес с ней иерархическую структуру поведенческих мотивов.

Выделяются следующие фундаментальные потребности:

1. физиологические потребности – потребности в пище , сне и т.д.

2. потребность в безопасности проявляется в том , что человек должен чувствовать себя в безопасности, избавиться от страха;

3. потребность в любви и принадлежность – человеку свойственно принадлежать к общности, находится рядом с людьми, быть принятым ими.

4. потребность в уважении – человек нуждается в одобрении и признании окружающих, в достижении успехов;

5. потребность в самоактуализации – в иерархии потребностей самый высокий уровень, связанный с реализацией своих потребностей, развитием собственной личности.

А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1. Мотивы имеют иерархическую структуру.

2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются данные потребности.

3. С повышением потребностей повышается готовность в большей активности.

Высшие потребности имеют следующие признаки:

1. Высшие потребности более поздние;

2. Чем выше уровень потребностей, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.

3. жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность.

4. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость, обогащает внутренний мир.

А. Маслоу считал людьми тех, целью которых является развитие своих способностей, самоактуализации. Самоактуализация представляет собой личностный рост в ходе продуктивной деятельности – это рост вверх. Личностный ,психологический рост он рассматривал как последовательное удовлетворении более высоких потребностей. Пока доминируют низшие потребности , движение к самоактуализации не может начаться. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные. Человеку, все усилия которого направлены на добывания средств к существованию не до высших материй[15, 37- 41].


Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация переда ...

Самооценка
Давайте сыграем в такую игру. Нарисуйте лестницу, идущую вверх и имеющую 9 ступенек. А теперь попробуйте расставить на этой лестнице ваших друзей, знакомых, родственников или сотрудников по каким-то характеристикам, например по уровню интеллекта. Люди самые умные и способные окажутся на верхних ступеньках, а наименее умные — на нижних. ...

Теоретический аспект толерантности
Само по себе явление толерантности представляется сложным и может быть рассмотрено с разных точек зрения: философской, культурологической, социологической, этнологической, политологической, а также психолого-педагогической. Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс находится в развитии и сейчас, нака ...