RSS Feed

Потребности и мотивы

Потребности и мотивы настолько тесно переплетены в структуре личности, что понять эти компоненты можно только во взаимосвязи.

Начинать анализ нужно с потребностей. В своих первичных биологических формах потребности есть состояние организма, выражающую объективную нужду в чем – то, что лежит вне его. По мере становления личности происходит изменение и развитие потребностей. Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым их сочетанием.

Любая форма поведения человека объясняется как внутренними, так и внешними причинами. К внешним причинам относят стимулы, исходящие из сложившейся ситуации, а к внутренним – мотивы, потребности, цели, желания и т.д., именуемые личностной диспозицией.

Понятие мотива, в отличие от понятия мотивации, означает то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым, личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению определенных действий.

А. Маслоу разработал «иерархию потребностей» и соотнес с ней иерархическую структуру поведенческих мотивов.

Выделяются следующие фундаментальные потребности:

1. физиологические потребности – потребности в пище , сне и т.д.

2. потребность в безопасности проявляется в том , что человек должен чувствовать себя в безопасности, избавиться от страха;

3. потребность в любви и принадлежность – человеку свойственно принадлежать к общности, находится рядом с людьми, быть принятым ими.

4. потребность в уважении – человек нуждается в одобрении и признании окружающих, в достижении успехов;

5. потребность в самоактуализации – в иерархии потребностей самый высокий уровень, связанный с реализацией своих потребностей, развитием собственной личности.

А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1. Мотивы имеют иерархическую структуру.

2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются данные потребности.

3. С повышением потребностей повышается готовность в большей активности.

Высшие потребности имеют следующие признаки:

1. Высшие потребности более поздние;

2. Чем выше уровень потребностей, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.

3. жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность.

4. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость, обогащает внутренний мир.

А. Маслоу считал людьми тех, целью которых является развитие своих способностей, самоактуализации. Самоактуализация представляет собой личностный рост в ходе продуктивной деятельности – это рост вверх. Личностный ,психологический рост он рассматривал как последовательное удовлетворении более высоких потребностей. Пока доминируют низшие потребности , движение к самоактуализации не может начаться. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные. Человеку, все усилия которого направлены на добывания средств к существованию не до высших материй[15, 37- 41].


Описание методик исследования
Диагностика невербального мышления включает исследование умения анализировать информацию в наглядном плане, умения оперировать с наглядным материалом в пространстве, способность к выделению смысла наглядного изображения. Первые две методики, применимые нами в ходе исследования: «Вырежи фигуры» и «Воспроизведи рисунки», – были направлен ...

Детско-родительские отношения и проявление в них личностных особенностей родителей. Роль семьи в развитии и воспитании ребенка. Родительская семья как модель формирования жизненного стиля ребенка
Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю ж ...

Заключительная часть. Вывод.
Общение порождается социальными, общественными и другими потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено мотивами, образующимися в ходе осуществления процесса совместной деятельности. Феномены общения чрезвычайно многообразны, уникальны по многим своим параметрам, часто со ...