RSS Feed

Особенности общения детей подросткового возраста. Социальная ситуация развития подростка
Страница 1

Психология » Общение в подростковом возрасте » Особенности общения детей подросткового возраста. Социальная ситуация развития подростка

Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных непосредственных отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения. Наряду с понятием социальная среда в психологии существует понятие «социальная ситуация развития».

Наиболее близкой к личности клеточкой общества, клеточкой, в которую она сама входит, является микросреда, специфика ее состоит в том, что она преломляет и опосредует воздействие общества на личность и ее духовный мир. [1; c. 124].

«Микросреда» имеет сложную внутреннюю структуру. В нее входит и семейное окружение подростка, и сверстники, и все те взрослые, которые непосредственно с ними общаются. Подросток активно взаимодействует с микросредой, черпает из нее свой социальный опыт, эмоционально переживает свои отношения с людьми ее составляющими.

Социальная ситуация развития, с одной стороны, включает элементы микросреды, с которой подросток активно взаимодействует, с другой – его переживания этого взаимодействия. Необходимо учитывать обе стороны социальной ситуации: объективную – взаимосвязи подростка с окружающими людьми и субъективную – отражение этих взаимосвязей, взаимоотношения между людьми и переживание, осознание этих взаимоотношений.

Элементы микросреды – это объективные компоненты, которые вовлекаются в социальную ситуацию развития в силу активного взаимодействия подростка с данными элементами, в форме общения и переживания.

К самому подростковому возрасту принято относить период от 11 до 15 лет. Указанные возрастные границы являются условными, т. к. велики индивидуальные различия. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности подростка.

Пубертатный период – одна из критических стадий в развитии организма, когда происходит преобразование центральных звеньев системы, присущей предыдущему периоду, в новую систему, необходимую для последующего развития. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным» в воспитательном отношении, что связывают чаще всего с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость депрессия. Наблюдающиеся в пубертатный период изменения бывают столь значительны, что для их описания используют такие выражения как «гормональная буря», «эндокринный шторм» и др. Увеличивается рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем «скачок роста» приходится на 13 – 15 лет, а у девочек интенсивное увеличение роста начинается на два года раньше. Изменяются пропорции тела, появляется подростковая угловатость. [11; c. 54].

Необходимо отметить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Эмоциональную нестабильность усиливает появляющееся в процессе полового созревания сексуальное возбуждение. По мнению многих психологов, подросток еще бисексуален, но тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. У подростка отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности, однако в себе он может сочетать как традиционно мужские, так и традиционно женские качества.

В подростковом возрасте благодаря бурной перестройке организма резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Подросток остро переживает действительные и мнимые изъяны внешности. Причем, согласно исследованиям, юноши чаше, чем девушки, положительно оценивают свою внешность и физические данные. Девушки в этом плане уязвимее, чаще считают себя некрасивыми и непривлекательными или стыдятся своего тела.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Подростки с ранним физическим созреванием оказываются в наиболее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Подростки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее.

Страницы: 1 2


Основные положения теории деятельности в концепциях А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, их сопоставление
Понятие «деятельность» фундаментальное понятие психологии. В самом общем смысле деятельность определяют как специфическую человеческую форму активности, содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира . Данное понятие рассматривается в психологии в двух направлениях: в качестве объяснительного при ...

Роль установок в запоминании в концепции Сергея Леонидовича Рубинштейна. Задачи психологического исследования в понимании Сергея Леонидовича Рубинштейна
Рубинштейн, выявив ключевую проблему, без решения которой кризис не мог быть преодолен, – проблему сознания и деятельности, сумел вскрыть внутреннюю связь этих категорий благодаря раскрытию их единства через категорию субъекта. Таким образом, связь сознания и деятельности не просто постулируется, а раскрывается. Небезынтересно отметить ...

Понятие «конфликт» в тезаурусе
Известно, что выработанные обществом значения слов, усваиваясь, приобретают новую жизнь в сознании каждого человека. Исследования психологов свидетельствуют о том, что человек активно структурирует мир, создавая свой тезаурус и тем самым собственную проекцию этого мира. Восприятие партнеров по конфликту характеризуется особенностями их ...