Организация и методы исследования возрастной психологии. Наблюдение
как наиболее популярный метод исследования в психологии развитияСтраница 2
Основные требования к методу психологического наблюдения:
1. Наблюдение должно иметь конкретную цель. Чем точнее цели наблюдения, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.
2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то требуется заранее составить вопросник — что нас интересует в этой деятельности. Результаты подробно фиксируются (записями, фото, звукозаписями и т.п.).
3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем точнее и детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем вернее определены критерии их оценок, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.
4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в естественных условиях. Если, например, объектом исследования является учебная работа детей на уроке, то рекомендуется выбирать второй, третий и четвертый уроки, так как на последних дает о себе знать усталость, а во время первого урока — некоторая сонливость. Нежелательно наблюдать эффективность учебной деятельности в конце учебной четверти, так как у школьников могут появляться признаки переутомления.
5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми: с применением одинаковых критериев; с сопоставлением данных, полученных через равные промежутки времени; в одних и тех же оценках и т.д.
6. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут иметь место при наблюдении, и предупреждать их[16].
Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассивная, выжидательная позиция исследователя; необходимость психологической образованности наблюдателя; высокая вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений; опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов; невозможность проверки; ограниченное использование математических методов обработки данных.
Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты — так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии.
Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он используется и как один из основных.
Сравнение и математическая обработка результатов эксперимента в контрольной
и коррекционной группах
Полученные данные статистической обработки результатов контрольного эксперимента в контрольной и коррекционной группах представлены в таблице 5.
Таблица 5. Результаты статистической обработки данных контрольного эксперимента
Средний ранг контрольной группы
Средний ранг коррекционной группы
U критерий Манна-Уитни
Уровень зн ...
Модель эмоционального интеллекта Дэниэля Гоулмана
Самосознание
Эмоциональное самосознание. Лидеры с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сло ...
Характеристика необходимых личностных качеств, присущих некоторым профессиям
и особенности данных профессий
Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е. они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все. Но для освоения ...