RSS Feed

Введение

Психология занимает одно из важнейших мест в обеспечении социальной работы. Она дает огромное множество приемов, используемых для решения задач социальной работы. Например, существуют методы социального научения, которые ориентируются на бихевиористские теории, применение также находят такие теории как психоаналитическая, когнитивистская и многие другие. Но в данной работе внимание направлено на гуманистический подход в социальной работе. Естественно, что психологические основы социальной работы образует

теория личности. Социальная работа тесно связана не только с типизацией личностей, но и соответственно этому теоретическими основами тех или иных подходов.

Цель

работы состоит в анализе гуманистического подхода в психологии с точки зрения его применения в социальной работе.

Для достижения этой цели можно выделить следующие задачи

:

1) провести анализ различных гуманистических теорий с точки зрения их применения в социальной работе;

2) провести исследование на определение типа направленности личности среди студентов, обучающихся по специальности «социальная работа»;

3) описать и объяснить полученные результаты.

В качестве гипотезы

всей работы было выдвинуто предположение, что применение гуманистического подхода в социальной работе является важным и оправданным, особенно при работе с людьми, оказавшимися в так называемых «пограничных ситуациях».

В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы с людьми, находящимися в «пограничных» ситуациях. Имеется и немалый отечественный опыт (как дореволюционного, так и советского периодов). И практика показывает, что часто социальные работники сталкиваются с проблемами, которые не могут решить в рамках иного подхода, кроме как гуманистического. Потому что клиенты социальных работников как раз находятся в пограничных ситуациях, где происходит актуализация экзистенциальных потребностей человека. Таким образом, в современном обществе темы смерти, смысла, ответственности и др. играют ведущую роль именно в контексте социальной работы.

Первоочередная задача социального работника заключается в том, чтобы понять людей, чьи мысли и чувства - под влиянием личных и социальных переживаний - повернулись, в основном, к проблеме бессмысленности жизни. Это бывает не только в случаях социальной патологии (параноидальной одержимости идеей самоубийства), но и в ситуациях, не так уж редко выпадающих на долю в принципе здоровых людей: в ситуациях конфликтного выбора, отчаяния, конфронтации со смертью.

Экзистенциальная и гуманистическая психология оправданно исходят из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, "повернуться" от быта, от повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции - сущности, которая едина с существованием.

В рамках же социальной работы гуманистический подход к клиентам оправдан тем, что человек находящийся в пограничной ситуации стоит наиболее близко к моменту переоценки своей жизненной ситуации и осознании себя как субъекта деятельности. И социальный работник, работающий в рамках гуманистической парадигмы должен показать клиенту, что не существует такой проблемы, в которой не было бы бесценного дара для человека. И словами Р. Баха можно продолжить, что «Ты создаешь себе проблемы, потому что эти дары тебе крайне необходимы».


Одаренность. Исследования одаренности. Понятие одаренности
…сегодня общепризнано отсутствие единого научно обоснованного понятия одаренности. Д. Б. Богоявленская В.А. Аверин очень точно сделал заключение о проблеме одаренности в психологии: «Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития в ...

Теория эмоций А.Н. Леонтьава
"В самом общем виде функция эмоций может быть охарактеризована как индикация плюс - минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности". Эмоции, по мнению Леонтьева, способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми результатами, но в то же время он подчеркивает, что хотя эм ...

Термины
ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от других людей. ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств ч ...