RSS Feed

Значение экзистенциальной психологии в социальной работе
Страница 3

Психология » Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе » Значение экзистенциальной психологии в социальной работе

Отдельно стоит уделить внимание ситуациям, когда человек оказывается перед лицом смерти в результате медицинского диагноза. Чаще всего социальному работнику придется сталкиваться с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными. Вот еще одна цитата из книги И. Ялома, подтверждающая идею личностного изменения при конфронтации со смертью: «Многие годы работая с больными раком на терминальной стали, я поражался тому, сколь многие из этих людей используют свою кризисную ситуацию и нависшую над ними угрозу как стимул к изменению. Они рассказывали о поразительных сдвигах, о внутренних переменах, которые нельзя охарактеризовать иначе, чем личностный рост».[9]

Таким образом, на основе многих наблюдений психологов, врачей и самого Ялома, можно перечислить основные моменты, по которым у больных со смертельным диагнозом наблюдались изменения:

Ø Изменение жизненных приоритетов, уменьшение значения жизненных тривиальностей;

Ø Чувство освобожденности: появление способности сознательно не делать то, что не хочешь;

Ø Обостренное переживание жизни в настоящем, вместо откладывания ее до пенсии или до какой-нибудь еще точки будущего;

Ø Переживание природных явлений: смены времени года, перемены ветра, опадания листьев, последнего Рождества и т. д., - как высоко значимых событий;

Ø Более глубокий, чем до кризиса, контакт с близкими;

Ø Уменьшение страхов, связанных с межличностным общением, и озабоченности отвержением;

Ø Большая, чем до кризиса, готовность к риску.

Концепция смерти играет критически важную роль в психологическом консультировании, поскольку она затрагивает жизненный опыт каждого человека. Жизнь и смерть взаимозависимы: физически смерть уничтожает, но идея смерти спасает. Сознание смерти обостряет чувство жизни и радикально меняет взгляд на нее; оно дает толчок к переходу из модуса существования, основанного на отвлечениях, успокоениях и мелких тревогах, в более аутентичный.

«Когда человек узнает, что болен серьезной болезнью, например раком. Его первой реакцией обычно становится некоторая форма отрицания. Отрицание – это попытка справиться с тревогой, вызванной угрозой жизни, но оно также является функцией глубокой веры человека в свою исключительность. Для воссоздания воображаемого мира, который остается на всю жизнь, необходима большая психологическая работа. Когда защита по-настоящему подорвана, когда человек по-настоящему осознает: «Боже мой, я ведь и вправду умру», и понимает, что жизнь обойдется с ним так же грубо, как с другими, - он чувствует себя потерянным и, неким странным образом, преданным» - пишет в своей работе Ялом.[9.с.125]

Таким образом, человек открывает для себя, что его персональная исключительность – миф, и он испытывает гнев и чувствует, что жизнь его предала. Многие люди начинают думать: если бы они только знали, по-настоящему знали, они прожили бы свою жизнь по-другому. Они испытывают гнев – беспомощный гнев, который не должен иметь никакого разумного эффекта. И часто объектом смещенного гнева, особенно для смертельно больных, становится врач, психолог или социальный работник.

Люди с различными смертельными заболеваниями часто проявляют себя как нарциссические личности. И с подобными случаями довольно часто придется сталкиваться социальным работникам в своей практике. Работая с больными СПИДом и другими неизлечимыми болезнями в группах, паттерн нарциссической личности проявляется более выражено, чем в индивидуальной. В индивидуальной терапии выслушивается каждое слово клиента, пристальное внимание уделяется каждому чувству. Человеку отдается все, и мало что ожидается от него в ответ. А группе от клиента требуется делить время с другими, понимать других и эмпатически сопереживать им, беспокоиться об их чувствах и устанавливать отношения. Социальный работник может столкнуться с тем, что некоторые клиенты могут полагать, что они могут обижать других, но их самих личная критика касаться не должна; они не считают себя обязательными ожидать других; они предвкушают подарки, сюрпризы и заботу. Сами ничего этого не давая; наконец они рассчитывают на получение любви и восхищения просто в силу самого факта своего присутствия. В терапевтической или тренинговой группе они претендуют на максимум группового внимания и на то, чтобы это внимание уделялось им без каких-либо усилий с их стороны. Они ожидают, что группа пойдет им навстречу, хотя сами не идут навстречу кому-либо. Задача тренера – вновь и вновь указывать таким клиентам, что подобные ожидания уместны лишь в один период жизни – в младенчестве, когда мы вправе требовать от матери безусловной любви.

Страницы: 1 2 3 4 5


И.М. Сеченов
Основоположником отечественной научной психологии является И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" основные психологические процессы получают психологическую трактовку. Схема у них такая же, что и у рефлексов: берут они начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и зак ...

Результаты эмпирического исследования профессиональных деструкций на примере сотрудников УВД. Методы исследования и этапы проведения эксперимента
Базой нашего исследования было определено отделение внутригородского центрального района УВД г. Сочи. (2008 г.) Общий объем выборки составил 70 человек, мужчины в возрасте от 21 до 55 лет. Исследование включало в себя 3 этапа. 1. Изучение социально- демографических характеристик испытуемых и их удовлетворенности организационными факт ...

Эмоции
Эмоциональные процессы, функцией которых выступает внутренняя регуляция деятельности, тесно связаны с потребностью человека и его мотивацией. Эмоциональная реакция возникает лишь на то, что входит в круг потребностей и интересов человека. То, к чему человек относится безразлично , эмоций не вызывает. Эмоции возникают лишь тогда, когда п ...