RSS Feed

Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома эмоционального «выгорания»
Страница 1

Психология » Психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания » Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома эмоционального «выгорания»

Профилактика и преодоление профессиональной деструкции работников органов правопорядка. Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации.

Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического (организационно-управленческого, воспитательного) характера.

К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка следует отнести:

· выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе;

· развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка;

· формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести;

· совершенствование стиля и методов управления персоналом;

· формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка.

Психогигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей сил образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Предупреждение болезненных психических реакций сотрудника УВД в процессе профессионального общения - серьезная задача психогигиены.

Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для работника органов правопорядка является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание - это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что сотрудникам УВД часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания.

Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании», по мнению К. Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчение действия организационного фактора.

Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим сотрудником органов.

Основные задачи психогигиены профессиональной деятельности – разработка и осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья профессионала[33].

Для кадров УВД, как и для персонала других сфер деятельности, важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.

Поэтому на практике для поддержания и укрепления здоровья персонала используются (хотя явно не в достаточной мере) индивидуальные, групповые, коллективные системы. Например, психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др.[34]

Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» сотрудников УВД являются:

– развития знаний, навыков и умений.

– улучшения условий труда и отдыха.

– развития содержания труда.

– развития средств труда.

– развития мотивации.

– изменения оплаты труда.

– система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня.

–система улучшения психологического климата в коллективе.

Как весьма значимую и болевую проблему расценили опрошенные проблему психологической разгрузки, снятия напряжения. На них ежедневно буквально обрушивается негативная, «черная информация», злоба, ненависть и др.[35]

Психологический профессиональный отбор имеет большое психогигиеническое значение в работах связанных со сложными условиями (риск, длительная изоляция, замкнутость пространства, тяжёлые климатические условия). Но психотравмирующие факторы, которые могут привести к невротизации, имеются и в обычных широко распространённых профессиях, где отбор практически не проводится – это врачи, учителя и психологи, чей труд требует профессионально значимые качества. Немногие люди испытывают желание лицом к лицу сталкиваться с проблемами и несчастьем других.

Страницы: 1 2 3


Восприятие конфликта
1.Что такое конфликт, с вашей точки зрения? (Определите как можете.) 2.Как и у кого вы учились действовать в конфликтах?У родителей. У друзей. На собственном опыте. У литературных героев. В средствах массовой информации. Ваш вариант ответа. 3.Каким образом справляются с конфликтами в вашей семье? 4.Как родители справляются со св ...

Цветовой тест Люшера
Описание методики: Процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традиция ...

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация переда ...