RSS Feed

Сказкотерапия как средство развития толерантности
Страница 1

К особенностям сказочного жанра, который способствует эффективной коррекционно-воспитательной работе относятся:

1. Отсутствие дидактизма, прямых назиданий и нравоучений.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

2. Неопределенность места действия и главного героя. Отсутствие четких персонификаций.

Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно, если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем.

3. Сказка-кладезь мудрости.

На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

4. Сказке свойственно четкое разделение добра и зла.

Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

5. Ореол тайны и волшебства, [14, 42].

Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Таким образом, под сказкой следует понимать расширение поля сознания и поведения ребенка под воздействием сказочного жанра и влияние на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу.

При работе со сказкой с детьми необходимо принимать во внимание:

- занятия не должны быть длинными и перегруженными;

- с повышенным вниманием необходимо относиться к выбору героев и сюжетов, стараясь избежать стрессорных факторов.

- лучше избегать и таких персонажей, как злая мачеха и уж тем более родители, бросающие своих детей в лесу (что часто встречается в сказках братьев Гримм);

- опыт показывает, что меньше всего страхов вызывают у детей бытовые сказки о животных. Хотя, конечно, волшебные гораздо интересней;

- крайне осторожно следует отнестись и к теме ночи. Естественно, это время суток часто упоминается в волшебных сказках. А действие многих и разворачивается именно ночью, поскольку ночная атмосфера придаёт сказке таинственность. Так что совсем обойти данный момент нельзя, но педалировать его ни в коем случае не следует. Целесообразно придумать и продекламировать какой-нибудь простенький стишок, с помощью которого герой (а с ним и дети) прогнал бы страх.

Исходя из многочисленных наблюдений и их анализа, были выработаны основные этапы работы над сказкой:

1. Знакомство с персонажами сказки.

Задача педагога - вместе с детьми выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии очередностью их появления. Здесь важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску, форму, звукоподражание, форму передвижения.

2. Знакомство с главным объектом (героем) сказки.

Из всех героев сказки педагог совместно с детьми выделяет главного и комментирует, почему.

3. Рассказывание сказки с акцентом на эмоциональное состояние.

Главная цель - установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания ребенка на эмоции педагога, его отношение к рассказываемому.

4. Рассказывание сказки с акцентом на причинно-следственные связи.

Цель - научить ребенка правильно воспроизводить последовательность появления каждого героя, осознавать события, предшествующие их появлению.

5. Анализ сказки.

На этом этапе педагог задает ребенку вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ребенка к каждому персонажу. Вопросы к сказке формулируются учетом интеллектуального и психологического уровня развития детей.

6. Стимулирование детских «подcказок» (повторное рассказывание сказки педагогом).

7. Совместное рассказывание сказки: педагог и ребенок.

На этом этапе рекомендуется использовать фланелеграф с плоскостными изображениями персонажей, настольный театр, кукольный театр.

8. Проведение игр-импровизаций с ребенком.

Занятия по сказкотерапии, согласно методике О. Смирновой, проходят индивидуально и в подгруппах по 2–3 человека, [14, 45]. Широко используется работа с карточками, отгадывание загадок, различные игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок. Дети учатся распознавать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображённых на картинках, пересказывать сказки. Естественно, для таких дошкольников даже самые простые, знакомые с младенчества сказки должны быть адаптированы. Используются и элементы куклотерапии. Например, игрушечная ворона загадывает детям загадки, а отгадки-куклы появляются в окошке теремка в случае правильного ответа.

Страницы: 1 2 3


Периодизация возрастного развития
Психическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б.Г. Ананьева, присущи 2 свойства – метрическое и типологическое. Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психических процессов и состоян ...

Этапы постановки и решения творческих заданий
П.К. Энгельмейер описал три этапа творчества – замысел, план, исполнение. Данному автору принадлежит "Теория творчества", вышедшая в 1910 г. Предисловия к ней были написаны Д. Овсянико-Куликовским и Э. Махом. Овсянико-Куликовский подчеркивает, что особую ценность представляют проводимое в книге сближение творчества техническог ...

Психологические условия педагогической деятельности и личности учителя
Про деятельность учителей написано много замечательных книг, авторами которых были и ученые – теоретики, и педагоги – практики. Назовем только некоторые известные всем фамилии: В.А. Сухомлинский, Ф.М. Гоноболин, Г.С. Костюк, А.И. Щербаков, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я.А. Каменский и др. Кажется, не одна сфера человеческой деятельнос ...