RSS Feed

Введение

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи – слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиям, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.

Большинство из этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу (например, звуковысотный слух является сенсорной основой музыкальных способностей, развитое зрительное восприятие форм и красок — сенсорной основой изобразительных способностей, тонкое кинестетическое различение — основой различных моторных способностей и т. д.) и эта сенсорная основа способностей интенсивно формируется в раннем и дошкольном детстве. Сенсорное воспитание имеет большое значение для всего последующего развития ребёнка и для подготовки его к будущей творческой, общественно полезной деятельности [8, с. 31].

Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым, В.П. Зинченко, А.А.Катаевой, выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место. В отличие от проблемы сенсорного развития детей с нормальным интеллектом, которая была изучена всесторонне, проблеме сенсорного развития детей с задержкой психического развития было уделено меньше внимания. Поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний день.

Цель работы: изучение особенностей сенсорного развития дошкольников с задержкой психического развития.

Объектом исследования данной работы является сенсорное развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

– изучить теоретические основы проблемы сенсорного развития детей;

– выявить особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза: у детей с задержкой психического развития имеются особенности сенсорного развития, проявляющиеся в несформированности сенсорных эталонов цвета, формы и величины.

В качестве основного метода исследования в данной работе применяется анализ литературы, обобщение научного материала, а также постановка выводов из результатов констатирующего эксперимента.


Факторы, способствующие девиации
Девиантам чтобы влиять на те отношения, которые они решили эксплуатировать, в первую очередь, необходимо использовать различные формы власти. Факторами влияния, содействующими проявлению отклонений, является налаживание коллаборационистских (предательских, преступных) связей, деятельность девиантов на рынках, поддающихся их влиянию, и в ...

Личностные качества руководителя
Личность руководителя можно представить в виде групп характеристик, которые составляют: психологические особенности и черты личности, способности (интеллектуальные способности и приобретенные способности к управлению), биографические характеристики, физические характеристики. Психологические черты личности – это группа качеств руководи ...

Основные психологические теории и их взаимосвязь
Структура личности по Фрейду (Психоаналитические теории личности) Теория сексуального развития 3. Фрейда Защитные механизмы по Фрейду Бихевиоризм Поведенческая концепция Б. Скиннера Типология поведения по Макгвайру Когнитивные теории личности Иерархия потребностей А. Маслоу Самоактуализация личности Трансперсональная психология ...