RSS Feed

Типы высшей нервной деятельности у детей

Академик Н.И. Красногорский [8] конкретизировал Павловское учение о типах высшей нервной деятельности применительно к детскому возрасту.

Дети-сангвиники отличаются сильным, уравновешенным типом высшей нервной деятельности, у них одинаково хорошо выражены мыслительные и эмоциональные реакции. Они способны контролировать свои эмоции и подчинять их требованиям соответствующей обстановки. Речь у сангвиников хорошо развита, громкая, быстрая, правильно построенная, богатая. Дети хорошо приспосабливаются к школьной обстановке, успешно справляются со школьными нагрузками, эмоциональны в своем поведении. Типичные черты детей-сангвиников: жизнерадостность, оптимизм, вера в свои силы и возможности, критическое отношение к недостаткам окружающих и своим. Однако нередко такие дети переоценивают свои физические и интеллектуальные возможности.

У детей-флегматиков рассудочная деятельность явно преобладает над эмоциональной сферой. Они хорошо контролируют, а при необходимости и подавляют свои эмоции и желания, без осложнений адаптируются к условиям школьной жизни. Флегматики ведут себя ровно, спокойно, речь у них неторопливая, размеренная, обычно не сопровождается жестикуляцией. В коллективе эти ребята дисциплинированны, сдержанны по отношению к собственным недостаткам и недостаткам окружающих, спокойно реагируют на порицание или одобрение их поступков, избегают конфликтов, склонны к уединению.

Дети с холерическим темпераментом отличаются выраженной эмоциональной возбудимостью, быстрой сменой настроений. Они слабо сдерживают свои желания и эмоции, действия их нередко характеризуются вспышками возбуждения, иногда агрессивностью. К школьной жизни холерики не всегда приспосабливаются сразу, так как склонны к конфликтам с окружающими, проявляют несдержанность на уроках, вспыльчивость, запальчивость в ответ на замечания педагога. Такие дети, с сильным, но неуравновешенным типом высшей нервной деятельности, в своем поведении больше руководствуются чувствами, желаниями и меньше - разумом. Они расположены к занятиям музыкой, живо реагируют на поэзию, изобразительное искусство. У детей с холерическим темпераментом обострены вегетативные реакции, при любом эмоциональном возбуждении они легко бледнеют или краснеют. Он рождения у них слабо развиты тормозные процессы в коре головного мозга, поэтому им трудно преодолеть жизненные преграды. Если у такого ребенка желания не совпадают с возможностями их осуществления, в его поведении появляются негативизм, нервозность. К холерическому типу (крайнему по своей выраженности) Н.И. Красногорский относил так называемых трудновоспитуемых детей, в поведении которых постоянно проявляются недисциплинированность, необузданность, стремление вступать в конфликты со взрослыми и сверстниками, упрощенность мышления. Воспитание их требует сугубо индивидуального подхода и является делом нелегким. Однако большинство детей холерического темперамента очень хорошо поддаются воспитательным воздействиям, если они строятся на верной педагогической основе, с учетом особенностей темперамента.

Меланхолический темперамент соответствует слабому типу высшей нервной деятельности. У меланхоличных детей ослаблены корковые и подкорковые функции нервной системы, наблюдается малая подвижность нервных процессов. Иначе говоря, у них легко истощаются мыслительные возможности и эмоциональная сфера. Дети быстро утомляются, не способны переносить ни длительные, ни одномоментные значительные психические, эмоциональные и физические нагрузки. Они обидчивы, плаксивы, самолюбивы, впечатлительны, очень чувствительны к наказаниям и поощрениям. К школьной обстановке дети-меланхолики приспосабливаются с трудом, многие из них неохотно посещают школу. При неправильном воспитании у них легко могут развиваться невротические состояния или заболевания.


Культура речи практического психолога
Речь – вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Она является универсальным средством передачи информации и смысла. Виды речи: * внутренняя; *внешняя: устная письменная. Профессиональное общение психолога: * заинтересовать собеседника и объяснение ему, чем вызван ваш интерес к беседе * подчеркнуть ценность и ...

Вывод
Если обратиться к вопросу о возникновении эмоций - единого мнения не существует. Деление теорий на группы производилось с учетом того, что именно ученые считали причиной возникновения эмоций. В биологических теориях эмоций, источник возникновения кроется в органических изменениях. У разных авторов это называется по разному, но не важно ...

Шизофрения
Примерно 10% больных шизофренией кончают жизнь самоубийством. Это заболевание проявляется нарушениями речи, мышления, восприятия, личной гигиены и поведения; выражаясь кратко, у больных наблюдаются глубокие изменения в поведении и/или чувствах, нередко возникают странные мысли. У лиц, страдающих шизофренией, факторами повышенного суицид ...