RSS Feed

Введение

Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Вопрос о необходимости изучения этих отношений неоднократно поднимался различными исследователями, среди них: Коломинский Я.Л., Рояк А.А., Репина Т.А., Мухина В.С., Аркин Е.К., Усова А.П., Аржанова А.И., Кульчицкая Е.И.

В последнее время активно развиваются исследования проблем возникновения, течения и разрешения межличностных конфликтов. Во многих работах указывается, что личностные особенности, определяющие поведение человека в конфликтной ситуации, во многом зависят от его детского опыта. В связи с этим детские конфликты нередко становились объектом психологического изучения. Имеющиеся работы посвящены, в основном, изучению непосредственно наблюдаемых поведенческих проявлений. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно изучено субъективное восприятие конфликтной ситуации ребенком. Поэтому исследование детских представлений о причинах конфликта, вариантах поведения в нем и возможных путях его разрешения является весьма актуальным.

Рассмотрение феномена детских отношений, на фоне которых развёртывается конфликт, позволяет перейти к его описанию, анализу, а затем и поиску наиболее целесообразных путей разрешения. В нашей работе центральное место уделяется психологическому конфликту и такому способу его разрешения как детский фольклор.

Анализ аспектов детской культурной традиции показывает, что она имеет разнообразные функции и удовлетворяет основные социально-психологические потребности детей, осваивающих правила межличностного общения. С точки и зрения психолога, многие традиционные формы детского поведения являются своеобразным психологическим тренингом навыков общения ребенка. Постепенно усложняющиеся задачи самопознания и саморегуляции, осознания правил и норм взаимоотношений между людьми и сотрудничества с другими он усваивает, активно проживая их в играх и шалостях, в ситуациях испытания храбрости и дразнении. И всегда ребенок может найти опору и выход из положения, обратившись к детской традиции и фольклору, которые в буквальном смысле слова обслуживают все важнейшие сферы жизни ребенка: отношение к самому себе, общение со сверстниками и миром взрослых, с природой и таинственным миром сверхъестественного.

Изучение детской субкультуры - игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета и способов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях – дает возможность наиболее эффективно осуществлять целостный педагогический процесс.

Исходя из темы исследования, мы поставили перед собой следующую цель: исследовать детский фольклор как средство разрешения конфликтных ситуаций.

Объектом исследования данной работы является детский фольклор. Объект конкретизируется в предмете: взаимоотношения.

Исходя из изученной литературы и практической деятельности мы выдвигаем следующую гипотезу: использование детского фольклора может служить средством разрешения конфликтов у детей.

Цель нашего исследования конкретизируется задачами:

1) дать анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2) выявить основные причины возникновения конфликта;

3) выявить особенности использования детского фольклора при развитии конфликта.


Теория Чарльза Дарвина
Более поздняя и научно обоснованная теория принадлежит Ч. Дарвину. Опубликовав в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лиш ...

Кризисы развития зрелых возрастов
Главная особенность развития в зрелом возрасте – минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека – его опытом, родом занятий, установками и т.д. У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис 30 лет, кризис «середин ...

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
Для диагностики уровня эмоционального выгорания существуют специальные методкики. Предлагаемая методика разработана В.В. Бойко. Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанн ...