ВведениеСтраница 1
Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях:
– Филогенез – развитие вида, т.е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.
– Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, т.е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.
– Онтогенез – индивидуальное развитие, т.е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.
– Микрогенез – наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последовательности действий и т.п.
Основными свойствами развития являются:
1) Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.
2) Направленность – способность системы к поведению единой, внутренне взаимосвязной линии развития.
3) Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:
– динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т.е. это возрастная динамика различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.)
– структурный – качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления
– каузальный – определение детерминант, движущих причин развития
– онтологический – выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.
Таким образом, системный подход к развитию предполагает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изменениями, по каким причинам развивается в психике и личности человека – биосоциального существа на протяжении всей жизни.
Выделяют следующие виды развития:
- Преформированное – тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет получен.
- Непреформированное – тип развития, который не предопределен заранее.
- Психическое – развитие познавательных психических процессов.
- Личностное – развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я» – концепции.
Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены и рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разному влиять друг на друга.
Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека: наследственность, среда и активность. Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности и действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.
Определения понятия «способности».
Прежде чем освятить вопрос способностей, стоит дать их определение:
Способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам ...
Наблюдение как метод оценки уровня профессионализма
Наблюдение в психологии труда – это специально организованное установление фактов и их фиксация. Особенное внимание уделяется принципам организации работы, строгая процедура получения и фиксации задач.
В научном наблюдение – специально организованный объект наблюдения, длительные временные отрезки, отводимые для изучения одних и тех же ...
Самоубийство и психические расстройства
Исследования самоубийств, совершаемых как в развивающихся, так и в развитых странах, позволили выявить два важных фактора. Во-первых, большинство людей, совершающих самоубийство, страдают теми или иными психическими расстройствами. Во-вторых, среди пациентов психиатрических клиник самоубийство встречается чаще, чем в общей популяции.
Н ...