RSS Feed

Введение
Страница 1

Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях:

– Филогенез – развитие вида, т.е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

– Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, т.е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.

– Онтогенез – индивидуальное развитие, т.е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.

– Микрогенез – наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, развернутые последовательности действий и т.п.

Основными свойствами развития являются:

1) Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

2) Направленность – способность системы к поведению единой, внутренне взаимосвязной линии развития.

3) Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:

– динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т.е. это возрастная динамика различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.)

– структурный – качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления

– каузальный – определение детерминант, движущих причин развития

– онтологический – выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Таким образом, системный подход к развитию предполагает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изменениями, по каким причинам развивается в психике и личности человека – биосоциального существа на протяжении всей жизни.

Выделяют следующие виды развития:

- Преформированное – тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет получен.

- Непреформированное – тип развития, который не предопределен заранее.

- Психическое – развитие познавательных психических процессов.

- Личностное – развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я» – концепции.

Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены и рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разному влиять друг на друга.

Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека: наследственность, среда и активность. Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности и действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.

Страницы: 1 2


Стресс. Стрессовые состояния у пожарных. Риск. Готовность пожарных к риску.
Известно, что экстремальные условия деятельности тесно связаны с возникновением чрезмерного эмоционального напряжения, которое может приводить к различным формам психической дезадаптации. В таких условиях осуществляется деятельность пожарных. Она сопровождается неблагоприятным воздействием физических, химических, психологических и други ...

Выявление критерий склонностей к девиантному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте
Выявив подростков, воспитывающихся в приюте, мы можем разделить их на группы (См. Таблицу 1). Таблица 1.Группы испытуемых, различающихся по половому признаку. 1 группа 2 группа Испытуемые мужского пола Возраст,лет Испытуемые женского пола Возраст,лет №1 15 №16 16 №2 14 №17 16 №3 17 №18 17 №4 15 №19 14 №5 14 №20 14 №6 16 № ...

Анализ и интерпретация полученных данных
Методика А.А. Реана, В.А.Якунина определяла эффективность следующих типов мотивации: 1) Стать высококвалифицированным специалистом; 2) Получить диплом; 3) Успешно продолжить обучение на последующих курсах; 4) Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; 5) Постоянно получать стипендию; 6) Приобрести глубокие и прочные знан ...