RSS Feed

Самость: символы целостности

Самость – архетип целостности и регулирующий центр личности. Юнг пишет о Самости, что она «включает не только сознательное, но и бессознательное психическое бытие… Самость является центром суммативной личности, подобно тому, как эго есть центр сознательного разума… Самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершенное выражение той роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью.

Если индивид вел долгую и серьезную борьбу с проблемой анимы (или анимуса), так что он (она) уже не отожествляют себя с ними, то бессознатльное вновь мняет свой характер и выступает в новой символической форме – как Самость, как существенное ядро психики. Самость сопровождает нас всю жизнь, но так же она существует за пределами осознаваемого нами потока жизни – а именно он задает наш опыт времени.

Подобно тому, как Самость неполностью содержится в нашем сознательном опыте времени, она также является вездесущей. Более того, она часто предстает в облике, намекающем на особую ее вездещущность: она предстает как гигантское символическое человеческое существо, охватывающее и содержащее в себе весь космос.

Главной целью человека являются не еда, питье т.д. Эта цель – быть человеком. Выше и по ту сторону всех этих влечений лежит наша внутрипсихическая реальность, жизненное пространство которой доступно лишь символическому выражению. Для такого выражения бессзнательное часто избирает могущественный образ Космического Человека.

С точки зрения индусов, не внешний мир однажды растворится в изначальном Великом Человеке, но экстравертивная ориентация эго на внешний мир изчезает для того, чтобы освободить дорогу Космическому Человеку. Дискурсивный поток представлений эго и поток желаний эго останавливаются, когда происходит встреча с Великим Человеком изнутри. Конечно, мы никогда не должны забывать о том, что внешняя реальность существует для нас лишь до тех пор, пока мы воспринимаем ее нашим сознанием; мы не можем доказать, что эта реальность существует «в себе и для себя.

Самость часто символизируется как животное, представляющее нашу инстинктивную природу в ее связи с окружающим миром. Это отношение Самости ко всей окружающей природе или даже к космосу, вероятно, проистекает из того, что «неделимое ядро» нашей психики каким-то образом вплетено в мировое целое. Все высшие проявления жизни как-то настроены на пространственно-временной континуум вокруг нас.

Самость особенно часто символизируется как камень, будь он драгоценным или нет. Кристалл часто символически выражает единство противоположностей – материи и духа.

Тот факт, что высшим и чаще всего встречающимся символом Самости является объект из неорганической материи, указывает на еще одну область исследования и умозрения. Этой областью является по-прежнему неизученное отношение между тем, что мы называем бессознательной психикой, и тем, что мы называем «материей».

Юнг выдвинул новое понятие синхроничности. Этот термин обозначает «значимое, осмысленное совпадение» внешних и внутренних событий, которые сами по себе причинно связаны. Синхроничные события почти всегда сопровождают решающие фазы процесса индивидуации. Но они слишком часто проходят незамеченными, так как индивид не обучен наблюдать такие совпадения и осмыслять их, соотнося их с символикой своих сновидений.

Понятие Самости призвано выразить целостность психического во всех его проявлениях, включая и взаимоотношения человека с природой в целом. Круг – это символ психического. Появляется ли символ круга в первобытном поклонении солнцу или в современной религии, в мифах или сновидениях, в изображениях мандалы, рисуемых тибетскими монахами, в грандиозных планах городов или сферических представлениях древнейших астрономов, он всегда указывает на единственный в своем роде и наиважнейший аспект жизни – ее конечную целостность. В изобразительном искусстве Индии и Дальнего Востока круг в виде четырех ( или восьми) расходящихся лучей выполняет роль основной модели для религиозных образов, используемых в качестве инструмента медитации. Сточки зрения психологического символизма в этой форме находят выражение слияние противоположностей – личного, временного мира эго с неличным, невременным миром не-эго.


Экспериментальное исследование волевой готовности детей 6-7 лет к школе. Постановка проблемы и организация ее исследования
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многократное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Цель работы: выявить уровень волевой готовности детей 6 - 7лет к обучению в школе. Объект исследования: дети 6 – 7 лет. Предмет исследования: особенности развития вол ...

Уровень операциональной установки
Операциональная установка есть готовность к осуществлению определенного способа действия, которая возникает в ситуации разрешения задачи на основе учета условий наличной ситуации и предвосхищения этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Конкретное выражение способа осуществления действия зависит от соде ...

Дополнительные симптомы депрессии
Плохая Концентрация и Забывчивость. Депрессия и стресс — наиболее частые причины плохой памяти и трудностей с концентрацией. В какой-то момент человек может также заметить, что ему трудно сосредоточиться на чем-либо. Однако и при других заболеваниях могут наблюдаться такие симптомы. Ипохондрия. Одной из наиболее частых причин ипохондри ...