RSS Feed

Культурологический анализ современного образования
Страница 1

Психология » Влияние на человека общественной культуры » Культурологический анализ современного образования

Сфера педагогики, психологии и образования – это, с одной стороны, специализированная область культуры, обеспечивающая трансляцию накопленного в обществе социально значимого опыта, с другой – особая, относительно самостоятельная субкультура.

Реализация идеи образования в организационном и других аспектах и приводит к формированию социального института образования и соответствующей образовательной субкультуры. Их функционирование и развитие поддерживаются системой норм, органами управления, системой воспроизводства функциональных ролей, средствами коммуникации. В передовых в культурном отношении странах Германии, России, Англии, Франции, США социальный институт образования складывается во второй половине XIX столетия. В рамках этого института идея образования не только была полностью реализована, но и получила дальнейшее развитие.

Исследования, идущие в рамках психологии образования, а также инновационная педагогическая практика приводят к новому образу человека. Именно на представления и идеалы человека в конечном счете опираются концепции образования. Содержание и цель педагогической деятельности состоят в том, чтобы ввести молодого человека в жизнь, вооружив его всеми необходимыми знаниями, навыками, способностями.

Цель обучения и воспитания в любой этно-культурной формации – формирование у ребенка творческой активности, которая откроет специалисту возможность самому порождать новые способы и виды деятельности, входить в новые для него профессиональные сферы, позволит в короткий срок переориентировать направленность его труда. Сегодня этот тезис переосмыслен, как требование не просто транслировать информацию, а учить обобщенным способам деятельности, самому мышлению.

Культура – это совокупность существующих материальных и духовных условий жизни людей, сложившихся способов их деятельности, обычаев, социальных институтов, включая и саму систему образования, совокупность, образующая своего рода живой организм, равновесную и одновременно динамичную систему. Наконец, культура это также и сознательная, целеустремленная, творческая активность индивидов и сообществ, стремление поддержать традиции, улучшить и упорядочить жизнь, осуществить какие-либо изменения, противостоять разрушительным, антигуманным тенденциям.

Новая идея образования должна исходить не столько из идеи подготовки подрастающего человека к зрелости, подготовки, предполагающей усвоение знаний, сколько из идеи вовлечения человека в активный процесс открытия, освоения мира. Педагог должен приоткрывать для ученика новые реальности, помогать ему войти в них, делиться собственным опытом погружения в эти миры их освоения. Не столько преподавать, сколько заряжать интересом, увлекать, помогать, делиться опытом. В свою очередь, ученик, открывая для себя новые миры, входя в них, осваивая их, должен рассматривать образование как процесс принципиально двусторонний. Не только направленный в мир, но и обращенный на самого ученика. Образование предполагает работу, направленную на самого себя, на собственное изменение. В новой идее образования открытие и освоение мира неотделимо от открытия и освоения себя, путь в мир есть одновременно путь к себе, открытия себя, «выслушивание» своей природы и духовности, выращивание в себе новых сил, способностей, ощущений и переживаний.

Необходимым требованием современного образования является и этическая ориентация развития человека. Образованный человек – это человек культуры, человек воспитанный, способствующий сохранению культуры, укрепляющий ее. Образованный человек – это именно человек, а не специалист или личность, причем человек культурный, подготовленный к жизни. Подготовленный не только к нормальной жизни и отлаженному производству, но и к испытаниям, к смене образа жизни, к изменениям. Нельзя предполагать, что в эпоху всеобщего кризиса культуры, мучительного образования элементов новой культуры, глобальных преобразований и сдвигов дети избегут изменений, проблем, болезненных метаморфоз. Подобно тому как стало естественным образовательное требование, связанное с умением обучаться и переучиваться, должно стать естественным требование для образованного человека быть готовым к испытаниям, к неоднократной смене своих представлений, мировоззрения, мироощущения. В частности, поэтому содержание современного образования не может быть сведено к знаниям и предметам, а технология образования -–к обучению знаниям и пассивному их усвоению.

Страницы: 1 2


Кризисы развития зрелых возрастов
Главная особенность развития в зрелом возрасте – минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека – его опытом, родом занятий, установками и т.д. У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис 30 лет, кризис «середин ...

Переход к экспериментальным исследованиям.
Как уже говорилось, соционическая теория поставила сразу слишком много серьёзных вопросов. Небольшая группа исследователей была способна лишь «нащупать» пути к их решению, но не решить. Поэтому с начала 1990-х гг. началось разделение соционической теории на ряд связанных друг с другом проблем и предположений, каждое из которых требовало ...

Взаимосвязь тревожности и неуверенности
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля ...