RSS Feed

Факторная теория кэттела

Психологическая установка » Факторная теория кэттела

Кэттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт.

Вообще черта - наиболее важное у Кэттела понятие. Центральным для Кэттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кэттел считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Однако нас в свете обсуждения проблемы установки, больше интересуют те черты, которые Кэттел называл динамическими.

Динамические черты можно разделить на три группы: аттитюды, эрги и чувства.

1. Аттитюды. Аттитюд, по Кэттелу, - выраженная динамическая переменная, наблюдаемое выражение стоящей за этим динамической структуры, из которой должны выводиться эрги, чувства и их отношения. Аттитюд конкретного индивида в конкретной ситуации - это интерес определенной интенсивности в некотором действии относительно определенного объекта. Аттитюдов может быть очень много.

2. Эрги. Эрг есть конституциональная динамическая исходная черта. Кэттел выделил 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство(страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность.

3. Чувства. Чувство - динамическая черта, формируемая средой. Оно параллельно эргу, за исключением того, что оно - результат действия факторов опыта или социокультурных факторов, а не конституциональных детерминант. По Кэттелу, чувства - это основные приобретенные структуры динамических черт, заставляющие своих обладателей уделять внимание определенным объектам или классам объектов, чувствовать их определенным образом и реагироватьна них определенным образом. Чувства организованны вокруг важных объектов культуры, таких, как социальные институты или значимые люди.


Этапы становления психологии
I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали созна ...

Кризис новорожденности
Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы. Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с нов ...

Показатели качества СЧМС
При выборе показателей эффективности СЧМС необходимо руководствоваться: 1) Объективно характеризовать качество выполнения задачи 2) иметь ясный и однозначный физический смысл 3) достаточно простая, чтобы можно было проанализировать и вычислить 4) при многоуровневой структуре необходимо выявить частые показатели, которые характеризую ...