RSS Feed

Понятие общения. Роль общения в жизни подростков. Понятие общения, его особенности в подростковом возрасте
Страница 1

Психология » Особенности общения в молодёжной сфере » Понятие общения. Роль общения в жизни подростков. Понятие общения, его особенности в подростковом возрасте

Первейшая человеческая функция общения – это регуляция совместной деятельности, без которой люди не стали бы людьми несколько миллионов лет назад. В холоде и голоде ледникового периода человек-одиночка, не располагая ни когтями тигра, ни шерстью медведя, ни мышцами мамонта, попросту не уцелел бы без общей работы или охоты. Корень слова "общение" тот же, что и слова "сообща". Объединение усилий заменило людям недостающую физическую мощь.

Внутривидовое общение – это, прежде всего, решающее условие выживания любого вида животных. Как ни велико отличие человека от животных, эта функция общения – установление общности – остается немаловажной функцией и нашей коммуникации.

Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать их к себе на помощь, вызвать их сочувствие – все это поистине вечные задачи общения. Итак, еще одна его функция – самоопределение индивида в его мыслях и поступках.

Много лет назад ученых интересовал вопрос: способность к общению является врожденной или приобретенной?

Природа предусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной "готовности" для человеческих существ. Еще Л. С. Выготский обратил внимание исследователей на то, что, не достигнув и месяца от роду, младенец прерывает сосание груди на звук материнского голоса. Именно на звук голоса, а не на звук вообще. Спустя неделю-другую он начинает давать ответную голосовую реакцию не только на материнскую, но и на любую человеческую речь. К двум месяцам он способен отличить "добрую" мимику или интонацию взрослого от "злой", и на "добрую" у него появляется так называемая реакция оживления: он поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ножками и ручками, пытается улыбаться.

Московский психолог О.В. Баженова провела такой эксперимент: взрослый наклоняется над младенцем со специально отрепетированным "индифферентным" выражением лица. Делая это первый раз, экспериментатор, как правило, встречает обычную реакцию оживления со стороны младенца, но намеренно сохраняет безучастный вид. Во второй или последующие разы проведение такого эксперимента вызывает плач младенца: он протестует против "необщения" с ним. Кто научил его этому? Должно быть, сама природа. Способность к общению у человека, по-видимому, врожденна. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием [5, с. 8-14].

Теперь дадим определение понятию "общение".

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания [14, с. 511-519].

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания.

Страницы: 1 2 3 4


Диагностика мотивации Мотивация к успеху
Тест предложен Т. Элерсом, оценивает силу мотивации к достижению цели, к успеху. Инструкция. На предложенные вопросы ответьте в зависимости от вашего согласия («да») или несогласия («нет»). Рядом с каждым номером вопроса, который соответствует «да», поставьте знак +. Не раздумывайте долго. Отвечайте так, как это реально происходит в ва ...

Сенсорное развитие ребёнка с задержкой психического развития
Проблемами сенсорного развития детей с задержкой психического развития занимались такие учёные, как Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, А.А.Катаева, Н.Н. Поддьяков, А.П.Усова. Формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействи ...

Приемы управления функциональными состояниями
Сохранение работоспособности за счет предотвращения нарушений функционального состояния или формирование благоприятных состояний возможно путем: * создание системы обеспечения профессиональной пригодности специалистов *разработка эргономических рекомендаций по проектированию, созданию и эксплуатации системы «человек-машина-среда» * о ...