RSS Feed

Модели изучения интеллекта
Страница 1

Диагностика интеллекта » Модели изучения интеллекта

Способности человека можно разделить на следующие группы:

• общие способности (способность к выявлению закономерностей, общий уровень интеллекта);

• модально-общие способности (вербальный интеллект, нумерический интеллект (позволяющий осуществлять вычисления), пространственный интеллект, технико-практический интеллект);

• специальные способности (обуславливают легкость и успешность овладения определенными специальными видами деятельности: музыкальные способности, технические способности, артистические, педагогические способности и пр.);

• частные способности (уровень развития психических познавательных функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект, т.е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытающиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904 г) сформулировал следующие постулаты: интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; интеллект не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т.п.). Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некого общего фактора, общей способности, таким образом, он выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп). Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест "Прогрессивные матрицы" Д. Равена, тесты интеллекта Кеттела.

Позже Терстоун (1938г) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3) вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;

4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.

Позже Гилфорд (1959 г) выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим). Под операцией Гилфорд понимает умение человека, вернее, психический процесс - понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание. Результаты - форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы. В настоящее время подобраны соответствующие тесты для диагностики более 100 указанных Гилфордом факторов.

Рис.1. Структура интеллекта по Гилфорду.

Кубическая модель Гилфорда выделяет 120 специфических способностей, исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы думаем об этом (операция) и к чему приводит умственное действие (результат). Например, при заучивании сигналов азбуки Морзе (Е12), при запоминании семантических преобразований, необходимых для спряжения глагола в том или ином времени, или при оценке измерений в поведении, когда необходимо пойти на работу по новому пути, вовлекаются совсем различные типы интеллекта.

Страницы: 1 2 3


Метафора «борьба»
Поскольку российские народы вместе составляли сравнительно большую общность, окруженную сравнительно более мелкими народами, то еще древние россияне вполне могли себе позволить такую роскошь - как борьбу и войны с соседями. Борьба с вредителями и за урожай, трудовая битва и борьба за качество, которое, по-видимому, нужно было у кого-то ...

День 5
В этот день, следуя совету капеллана, они решили инсценировать "пересмотр дел", т.е. рассмотреть вопрос о помиловании. Для этого собрали "присяжных" – с десяток студентов психологического факультета. Во главе суда был тюремный эксперт, недавно вышедший на свободу после 17 лет заключения Карло Прескотт. Его собственно ...

История становления и развития психологии труда как отрасли психологической науки
В псих. науке всегда уделялось внимание псих. вопросу труда. Одним из первых кто занимался ролью личностного фактора труда, был и Сеченов. В начале 20 века перед психологией были поставлены вопросы о влиянии раздражения и участие работы первой системы в рабочих движениях. О роли активного отдыха в производственном труде. Оживление на ...