RSS Feed

Модели изучения интеллекта
Страница 2

Диагностика интеллекта » Модели изучения интеллекта

По мнению Кэттела (1967г), у каждого человека с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется "кристаллический интеллект", состоящий из различных навыков и знаний, которые человек приобретает по мере накопления жизненного опыта. "Кристаллический" интеллект образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков. Таким образом, "кристаллический интеллект" определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек. Фактор потенциального или свободного интеллекта коррелирует с фактором "кристаллического или связанного интеллекта", так как потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний. С точки зрения Кэттела, потенциальный или свободный интеллект независим от приобщенности к культуре. Его уровень определяется уровнем развития третичных зон коры больших полушарий головного мозга. Парциальные или частные факторы интеллекта (например, визуализация - манипулирование зрительными образами) определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон мозга. Кэттел попытался сконструировать тест, свободный от влияния культуры, на специфическом пространственно-геометрическом материале ("тест интеллекта, свободный от культуры")

Хебб (1974г) с несколько иных позиций рассматривает интеллект. Он выделяет интеллект А - это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот "результирующий" интеллект, наблюдая, как совершает умственные операции человек. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.

В иерархических моделях интеллекта (наиболее популярна модель Ф. Вернона) на вершине иерархии помещается генеральный фактор по Спирмену, на следующем уровне находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности (вербально-логическое мышление) и практико-технические способности (наглядно-действенное мышление). На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность и т.д., и наконец, в самом низу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы. Интеллектуальные тесты Векслера, широко применяемые для диагностики интеллекта, созданы на основе указанной иерархической модели интеллекта. Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные человеком способности, а невербальный интеллект – его природные психофизиологические возможности. Результаты исследований, проведенных на близнецах, показывают, что, напротив, преимущественно наследственно обусловлены оценки по вербальным заданиям теста Векслера, а успешность выполнения невербальных тестов зависит от социальных факторов, опыта человека (при повторном тестировании успешность решения невербальных тестов повышается более значимо, чем успешность решения вербальных – эффект обучения сильнее).

Первая версия теста Векслера создана в 1939 году, усовершенствован в 1955г., детский вариант теста разработан в 1974 г. для детей от 6,5 лет до 16 лет. Тест включает 12 субтестов, в которых сгруппированы задания определенного специфического типа, расположенные в порядке возрастания трудности. Вербальный интеллект оценивается с помощью 6 субтестов: 1 - осведомленность; 2 - понятливость; 3 - арифметический субтест; 4 - "сходство понятий"; 5 - "словарный запас"; 6 - повторение цифр.

Невербальный интеллект оценивается с помощью следующих 6 субтестов: 7 - "недостающие детали"; 8 - "последовательные картинки"; 9 - "кубики Косса" (требуется из кубиков с окрашенными по-разному гранями сложить определенный орнамент по образцу, изображенному на карточке - проводится диагностика наглядно-действенного мышления); 10 - "складывание фигур"; 11 - "кодирование" (даны цифры от 0 до 9, каждой из которых соответствует какой-то знак; требуется, глядя на образец, проставить соответствующие значки под цифрами в ряду); 12 - "лабиринты" (требуется найти выход из изображенных лабиринтов).

Страницы: 1 2 3


Характеристика речевого и психофизического развития воспитанников экспериментальной группы
По результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы. Внимание детей экспериментальной группы характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недост ...

Понятие о готовности детей к школе. Виды готовности к школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебн ...

Особенности терапии психических нарушений у беременных и рожениц
В этих случаях психологические и социальные меры обычно играют такую же важную роль, как и антидепрессанты. От врача при депрессиях, манифестирующих либо обостряющихся в период беременности, требуется выбор между необходимостью фармакотерапии, с одной стороны, и предотвращением риска для здоровья плода и новорожденного (опасность форми ...