RSS Feed

Экспериментальное исследование предпочтений подростков в сфере общения методом анкетирования. История исследований в сфере общения подростков
Страница 1

Психология » Особенности общения в молодёжной сфере » Экспериментальное исследование предпочтений подростков в сфере общения методом анкетирования. История исследований в сфере общения подростков

За последние тридцать лет в России и за рубежом было проведено множество исследований, касающихся различных сторон общения подростков. Возраст испытуемых – 9-17 лет.

Согласно данным статистики, среди важнейших жизненных ценностей 15-17-летние подростки называют желание иметь верных друзей (дружбу как главную ценность в жизни выделили 97,7% опрошенных, любовь – 90,8%) [15, с.269].

Общение с товарищами – источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям: к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать [16, с. 146].

Английский психолог Джон Коулмен (1984) предлагал 11-13-летним и 15-17-летним мальчикам и девочкам дописать неоконченные фразы "Когда нет никого вокруг…" и "Если человек один…". Их ответы затем классифицировались на положительные (например: "Когда нет никого вокруг, я счастлив, потому что могу делать, что хочу") и отрицательные (например: "Если человек один, он начинает нервничать"). Оказалось, что от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений растет, а негативных – уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша ценит уединение.

В целях изучения потребности подростков в различных формах общения был проведен содержательный анализ писем детей в рубрику "Алый парус" газеты "Комсомольская правда". Возраст авторов писем – от 11 до 15 лет.

Как показывает проведенное исследование, наблюдается существенное расхождение между выраженной потребностью 11-15-летних детей в тех или иных формах общения и реализацией этой потребности в жизни. На потребность в интимно-личном общении указывают около 34% подростков, а в реальном общении подростков эта форма составляет около 30%. О потребности в социально-ориентированной форме общения заявили 56% подростков, а случаи реального общения отмечены лишь у 13%: " .иногда ощущаешь свою ненужность, думаешь, почему не поручат дело, которым бы увлеклась, которое бы приносило пользу людям . а ведь так хочется что-то сделать для людей, принести пользу, что-то хорошее ." (Галя С., 14 лет. Новгородская область). Потребность подростка в социально-ориентированной форме остается неудовлетворенной в 43% случаев. Фрустрированность подростков порождает потребность в стихийно-групповом общении (наличие этой формы зафиксировано у 56% детей 11-15 лет), хотя изначально она выражена у незначительного числа детей (14,5%) [15, с. 114-116].

У подростков первичными ячейками общения являются однополые группы. Затем две такие группы образуют смешанную компанию, внутри нее складываются пары, которые становятся все более устойчивыми, а прежняя большая компания распадается или отходит на задний план. Разумеется, эта схема не универсальна.

В жизни мужчин однополая группа значит гораздо больше, чем в жизни женщин, привязанность к ней сохраняется и поддерживается даже после возникновения смешанной компании.

В обширной литературе по приматологии нет ни одного примера устойчивых, долгосрочных групп подростков-самок, в то время как у самцов такие группы существуют повсеместно [11, с. 157-160].

Страницы: 1 2


Факторная теория кэттела
Кэттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Вообще черта - наиболее важное у Кэттела понятие. Центральным для Кэттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кэттел считает исходные черты более ...

Описание и анализ результатов изучения динамических характеристик личности
В нашей работе исследовались следующие характеристики личности: экстраверсия – интроверсия, нейротизм, активность, эмоциональность, потребность в ощущениях, потребность в одобрении, направленность на процесс – на результат. Анализ данных по этим параметрам проводился отдельно в каждой из выделенных ранее групп с высокими и низкими знач ...

Классификация видов общения.
Понятия структуры и функций общения самым непосредственным образом связаны с различными классификациями видов и типов общения. Как показывает анализ этих классификаций, они проводятся по самым разным основаниям (по месту, по времени, по сферам деятельности, по типам субъектов, и т.д. и т.п.). Выделяются и такие критерии классификаций в ...