RSS Feed

Заключение
Страница 1

Анализ данных, полученных в результате нашего экспериментального исследования, позволяет сделать предположение о существовании связей между исследуемыми параметрами.

1. Можно предположить существование связи между силой возбудительного процесса и некоторыми показателями темпераметра. Более высокие показатели обусловливают высокую активность, эмоциональную устойчивость, скорость реакции. Это можно попробовать объяснить тем, что сила возбуждения отвечает скорее за возникновение деятельности, поэтому индивиды быстрее реагируют на поступающую стимуляцию, активны. Эмоциональную устойчивость с силой возбуждения связывали еще Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын, которые считали, что сила возбуждения – это биполярное измерение: один из полюсов – устойчивость, а другой – чувствительность. В нашей работе высокие показатели по силе возбуждения также оказались связаны с высокой эмоциональной устойчивостью.

2. Также можно предположить, что сила тормозного процесса связана с некоторыми показателями темперамента и мотивационной сферы. Высокие показатели по силе торможения влияют на активность, эмоциональность. Таким образом, большая сила торможения обусловливает низкую активность, что совпадает с данными, полученными Н. П. Фетискиным (1979) и Е. А. Сидоровым (1981). Было высказано предположение, что баланс процессов возбуждения и торможения влияет на потребность индивида в активности. Сила торможения связана с прекращением деятельности, поэтому, возможно, она и обусловливает низкую активность. Здесь можно увидеть связь силы процесса торможения и мотивационной сферы, а именно потребности в активности, ведь именно потребность в активности вызывает саму активность.

Также высокие показатели по силе торможения обусловливают высокую эмоциональность и неадекватно сильные реакции на раздражители. Этот факт можно попытаться объяснить с помощью результатов, полученных в исследовании Г. Б. Суворова (1981), которые показали, что высокая сила торможения связана со слабой настойчивостью, плохой контролируемостью эмоций и поведения. Последнее и обусловливает, возможно, эмоциональность и неадекватно сильные реакции на раздражители.

Низкие показатели по силе торможения, соответственно обусловливают высокую активность. Также эти показатели связаны с мотивационной сферой, а именно с потребностью в поиске новых ощущений. Данные Н. Д. Скрябина (1972) говорят о связи низких показателей по силе торможения с ориентацией на внешнюю реальность, что можно сопоставить с экстраверсией, общительностью.

3. Сила нервной системы также обнаружила связи с показателями темперамента и мотивационной сферой.

Доказано, что сильная нервная система точно связана с низкой реактивностью, низкой чувствительностью и высокой работоспособностью. Эти особенности, возможно, и объясняют различия в группах испытуемых с различной выраженностью силы нервной системы.

В группе индивидов с сильной нервной системой низкая реактивность и низкая чувствительность обусловливают эмоциональную устойчивость, низкую эмоциональность. Выносливость и работоспособность может быть связана с активностью. Кроме того, выявилась связь силы нервной системы с мотивационной сферой, а именно с направленностью на процесс – на результат. Полученные в нашем исследовании результаты совпали с данными Нгуен Ки Тыонга (2000), согласно которым лица с направленностью на результат обладают чаще всего сильной нервной системой.

Страницы: 1 2


Сравнение и математическая обработка результатов эксперимента в контрольной и коррекционной группах
Полученные данные статистической обработки результатов контрольного эксперимента в контрольной и коррекционной группах представлены в таблице 5. Таблица 5. Результаты статистической обработки данных контрольного эксперимента Средний ранг контрольной группы Средний ранг коррекционной группы U критерий Манна-Уитни Уровень зн ...

Психика. Субъективная и объективная реальность. Структура психики человека
Понятие «психика» возникло еще в Древней Греции. В переводе с греческого «психика» означает «душа». В современной психологии под психикой принято понимать способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Психика сл ...

Профессиональная ориентация. Принципы проф. ориентационной работы
Профессиональная ориентация – это наличие системы мероприятий, направленных на ознакомление с миром профессий и содействующая в выборе профессии. Формы проф. ориентационной деятельности: 1) профессиональное изучение 2) профессиональное воспитание (развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах дея ...