RSS Feed

Системный подход в изучении ответственности

Психология » Психологические особенности родительской ответственности » Системный подход в изучении ответственности

Л.А. Косолапова, К. Муздыбаев, В.Ф. Сафин и др. исследователи называют ответственность интегральным, системным качеством, которое может быть изучено "только путем научного анализа тех систем, которым принадлежит человек и закономерностям которых подчиняется его поведение (и его жизнь в целом)" [13, 98].

Исходя из принципов системного подхода, разработанных Б.Ф. Ломовым, к рассмотрению ответственности исследователи подходили с разных сторон [16]:

1) как к качественной единице, имеющей свои составляющие и способы их организации;

2) с точки зрения ее биофизического обеспечения и связи с проявлениями свойств нервной системы;

3) раскрытия индивидуальных особенностей проявления ответственности в жизнедеятельности различных групп испытуемых;

4) рассмотрение ответственности как многомерного образования; выявление иерархии многоуровневости составляющих ответственности;

5) установление рядоподобных качеств ответственности как полисистемного качества;

6) рассмотрение детерминации ответственности в различных планах: динамическом и содержательном, личностном и индивидном, биологическом и социальном;

7) анализ ответственности в развитии путем ее сопоставления в различных половозрастных группах.

Говоря о структуре ответственности, А.Г. Спиркин выделяет, что она "образуется из нескольких слагаемых: свободы воли, осознания долга, социальных мер воздействия на субъекта в ответ на его социально значимые поступки" [24, 294].

В.Ф. Сафин предложил рассматривать ответственность как "сплав мотивационно-аффективного, интеллектуально-когнитивного, деятельностно-поведенческого образования" и говорить об "интегральности ответственности как свойства самоопределившейся личности, синтезирующего все стороны развития субъекта как социального деятеля" [20, 102]. "В ответственности, - продолжает В.Ф. Сафин, - в единстве выступают мотивирующее, регулирующее, контролирующее, исполнительское начало поведения, принципы и убеждения субъекта" [Там же].

Т.Н. Сидорова [21] структуру социальной ответственности представляет как единство трех компонентов: когнитивного, мотивационного и поведенческого. Причем в общей структуре ответственности она выделяет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов:

1) субъекта ответственности (кто отвечает);

2) объекта ответственности (за что отвечает);

3) инстанции ответственности (перед кем отвечает), и внутреннюю структуру, которая включает:

- правильное понимание человеком социальных норм (правовых и нравственных) ответственного поведения, предвидение последствий своей деятельности;

- ответственную мотивацию ответственного поведения (систематическое выполнение своих обязанностей, доведение порученного дела до конца и т.п.).


Методы психофизического саморегулирования
В современных условиях постоянными спутниками нашей жизни стали перегрузки, физическое и психическое перенапряжение. В обыденной речи их часто называют стрессами. Стресс – это особый ответ организма на любое предъявляемое ему требование, напряжение организма, направленное на преодолевание различных трудностей и приспособление к возникш ...

Описание эксперимента
На помещенное в местной газете объявление, приглашающее мужчин средних лет принять участие в двухнедельном тюремном эксперименте за $15 в день (вознаграждение выплачивается в конце), откликнулись 75 добровольцев. После серии психологических тестов, анализа автобиографий и собеседования с профессором Зимбардо и его ассистентом – руководи ...

Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений
Новые методы коммуникации изменяют способы установления и поддержания отношений. Сегодня человек благодаря новинкам технологии, через Интернет, может всего за несколько секунд завести знакомство с другим человеком, живущим в любой части света. Многие люди, ведущие переписку по электронной почте, полностью удовлетворены уже тем, что име ...