RSS Feed

Особенности познавательного развития
Страница 1

Психология » Одаренность детей дошкольного возраста » Особенности познавательного развития

Любознательность

- важнейшая отличительная черта ребенка. Ее становление возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Эмоции - индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, они интересуются всем, подолгу рассматривают предметы, задают множество вопросов.

Конечно, кроме эмоций есть еще такая форма психического отражения, как воля. При воспитании творца очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, а последняя - в устойчивое психическое образование - познавательную потребность.

Одаренным детям в большей степени, чем их "нормальным" сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок дошкольного возраста не терпит ограничений на свои исследования, и это свойство на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, алог интеллектуального превосходства - искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Сверхчувствительность к проблемам -

- способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Дошкольники с высоким интеллектуальным развитием часто задают вопросы, которые даже родителей и воспитателей ставят в тупик. Такие дети способны и сами принимать оригинальные решения проблем.

Надситуативная активность (познавательная самодеятельность).

Это понятие отмечено рядом психологов (Д. Б. Богоявленская, В. А. Петровский и др.). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к "ситуативно не стимулируемой деятельности"). Так, например, Д. Б. Богоявленская, проводя экспериментальную работу с детьми, заметила, что для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы.

Высокий уровень развития логического мышления.

Повышенный интерес к дивергентным задачам.

Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач, имеющих не один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают[13].

Оригинальность мышления

- способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности[14].

Гибкость мышления.

Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.

Легкость генерирования идей (продуктивность мышления)

.

Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой - необходимой предпосылкой творчества. Большое количество идей характерно для одаренного человека как реакция на проблемную ситуацию[15].

Способность к прогнозированию

.

Способность к прогнозированию свойственна не только одаренным, но и всем детям. Известный психолог А. В. Брушлинский отмечал, что человек, решая мыслительную задачу, тем самым хотя бы в минимальной степени предвосхищает (прогнозирует) искомое будущее решение. Даже в дошкольном возрасте у одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется на самые разные проявления реальной жизни.

Страницы: 1 2


Уровни развития группы
Рассмотрение предыдущих вопросов убеждает нас в том, что группы - общности динамические. Они никогда не бывают статичными. Отношения в них, как и сами группы, постоянно изменяются. Существуют различные подходы к выделению уровней развития групп. Рассмотрим сначала популярный на западе подход Токмана, получивший широкую известность и в ...

Корни насилия.
Большинство особенностей нашего поведения, развивается путем подражания. Значительное влияние на формирование агрессивности оказывает детство человека. Так, наблюдаемые даже в младенческом возрасте сцены насилия над матерью могут приводить как к формированию склонности к алкоголизму и наркомании, так и агрессивного поведения во взрослом ...

Планирование научного исследования и составление отчета
Научное исследование – это способ постижения истины. Это исследование основано но норме д-ти – научном методе. Его осущ-е предполагает осознание и фиксацию цели, ср-в исслед-я, ориентацию исслед-я на воспроизведение результата. Различают эмперич. и теоретическое исследование, но – большинство теоретико-эмпирическое. Виды исследования: ...