RSS Feed

Направления работы клинического психолога с зависимыми от наркотиков и ПАВ
Страница 2

Психология » Наркомания и токсикомания. Меры профилактики и лечения » Направления работы клинического психолога с зависимыми от наркотиков и ПАВ

· восприятие подростка таким, каков он есть, признание его как личности и уважение к нему, невзирая на его поведение;

· естественность и аутентичность поведения психолога по отношению к своему подопечному. Не только восприятие его чувств, но и проявление собственных эмоций, вызванных откровенными признаниями подростка, при полном сохранении искренности.

Другой метод психотерапии, широко используемый в лечении наркоманов, заключается в изучении внутренних, индивидуальных переживаний подростка и формировании на этой основе его способности управлять своими эмоциями и ощущениями без применения наркотиков.

Психолог, изучая личностные особенности наркомана, должен обращать внимание как на его стремление к удовлетворению своих потребностей, так и на активность, связанную с самовыражением. Личность рассматривается психологом как единственная в своем роде индивидуальность, имеющая определенную цель жизни и активизирующая свои возможности.

Каждая встреча психолога и наркомана представляет собой совместное переживание, проходящее в атмосфере доверительности и дружеской близости, причем психолог служит для своего клиента образцом искренности. Чтобы достичь такого уровня сопереживания, необходимо овладеть искусством проявления своих чувств по отношению к самому себе и к другим, а также способностью восприятия чувств другого человека.

Весьма ценна система психотерапии, в которой ставится акцент на переживаемое наркоманом состояние, вызванное неумением найти смысл и цель жизни. Когда это состояние превысит определенный уровень, возникает особый вид невроза, который нередко становится причиной наркомании. Лечение такого невроза заключается в расширении круга духовных ценностей подростка, что облегчает ему возможность найти смысл своего существования.

Психотерапевтическая методика это как бы язык, на котором психолог разговаривает с пациентом. Системы таких языков складываются в реабилитационные программы.

Такие программы обычно разделяются не по применяемым в них психотерапевтическим методам, а по задачам, которые они ставят перед пациентами.

Главной задачей таких программ является развитие опыта жизни без наркотиков и искусство сопротивления влиянию наркотической среды (наркоманов и продавцов наркотиков). Построение таких программ должно включать в себя:

· Развитие способности к самоосознанию и тренинг уважения к себе, как формы сопротивления влиянию наркотической среды;

· Тренинг идентификации, развитие способности выделять себя из окружающей среды и ясно формулировать свои потребности;

· Развитие навыков самостоятельности и ответственности, умения принимать самостоятельные решения;

· Тренинг творческих способностей;

· Тренинг, направленный на умение бороться со стрессом без употребления лекарств и наркотиков;

· Развитие умения распознавать форму «агитации» наркотической среды и сопротивляться ей;

· Тренинг отказа, развитие способности сказать: «Нет»;

· Тазвитие навыков борьбы с депрессией и неудачами, тренинг активной личностной позиции.

· Программы физического развития организма — двигательные и дыхательные гимнастики.

В каждом из этих направлений речь идет о развитии, о расширении человеческих способностей. Причем именно тех из них, которые обучают человека адекватному отношению к действительности.

Таким образом, основной метод работы клинического психолога с наркоманами и токсикоманами — психотерапия, т. к. именно это направление предполагает борьбу не с наркотиком, а с желанием человека сбежать с его помощью от реальности. Ее задачей является, фактически, перевоспитание, изменение взгляда человека на мир. Пациент должен перестать паразитировать на реальности, он должен принять ее и начать сотрудничать с миром, в котором он живет.

Страницы: 1 2 


Мышление и речь
Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Поведенческая психология попыталась установить между ними тожество, по существу сведя мышление к речи. Для бихевиориста мысль есть не что иное, как "деятельность речевого аппарата" (Дж.Уотсон). К.С. ...

Способности
Понятие «способность» помогает понять , почему люди , поставленные жизнью в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов , почему человек может добиться выдающихся успехов в одной области и быть бездарным в другой. Понятие «способность» содержит несколько смыслов: 1. во – первых, под способностями понимают индивидуальные псих ...

Поведенческие особенности одаренного ребенка дошкольного возраста
Выделяют три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: - быстрое освоение и высокая успешность выполнения; - использование и изобретение новых способов в условиях поиска решения в заданной ситуации; - выдвижение новых целей за счет более глубокого овладения пре ...