RSS Feed

Введение

Проблема воспитания и обучение дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Создание педагогических условий, оптимальных для развития ребенка, на основе личностно ориентированного подхода предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей всё многообразие различных типов образовательных учреждений.

Одним из ведущих признаков этого состояния является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего такие дети в шестилетнем возрасте не способны к длительным (в течении 30-35-минутного занятия или урока) волевым усилиям и сосредоточенности. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ. В связи с переходом на обучение с шестилетнего возраста особо актуальным стало изучение специфических психофизических особенностей старших дошкольников с задержкой психического развития, своевременное выявление детей данной категории, специальная работа по подготовке их к школьному обучению.

При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным развитием. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом.

Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии. Это обусловило выбор ТЕМЫ данной курсовой работы: «Выявление детей дошкольного возраста с отклонением в психоречевом развитии».

ОБЪЕКТ нашего исследования – психолого-педагогическая диагностика детей в условиях ДОУ.

ПРЕДМЕТ исследования – организация и содержание методик обследования.

Предварительный анализ научно – методической литературы по теме исследования позволил нам выдвинуть следующую рабочую ГИПОТЕЗУ: выявление психоречевых нарушений у дошкольников возможно при условии, если:

проведена комплексная диагностика ребенка;

основным методом преодоления речевых нарушений является игровой метод.

ЦЕЛЬ нашего исследования – выявить детей с отклонением в психоречевом развитии в условиях ДОУ.

Цель исследования определила основные ЗАДАЧИ, которые необходимо решить для ее достижения:

изучить состояние проблемы в специальной научно-методической литературе;

выявить структуру нарушения у дошкольников.

Экспериментальное исследование проводилось с детьми детского сада «Аленушка» с. Федоровка.


Методики изучения внимания
Для изучения особенностей внимания у дошкольников с речевыми нарушениями мы использовали модифицированный вариант методик, представленный в пособии Осиповой А.А. (32). Занятия были индивидуальными, что позволило полно и точно зафиксировать характерные для каждого ребенка особенности развития свойств внимания. Для получения достоверных р ...

Обобщенный теоретический анализ проблемы раннего детского аутизма. Причины механизмы возникновения РДА и существенные признаки РДА
Термин аутизм (от греческого autos – сам) ввел в 1912 году Э.Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акце ...

Анализ и интерпретация полученных результатов
Проведя констатирующий эксперимент с детьми 6-7 лет, мы получили результаты по каждому заданию. В первом задании детям предлагалось нарисовать в ряд 10 кружков и заштриховать слева направо третий, шестой, девятый кружки. Некоторые работы детей представлены в Приложении. По итогам первого задания из 20 детей 11 имеют высокий уровень в ...