Из истории релаксации, её основатели
Одним из первых открывателей метода релаксации можно считать французского аптекаря Э. Куэ
. Им была создана и пропагандирована «школа самообладания путем сознательного самовнушения». Своим больным он заявлял, что выздоровление наступит непременно, если насколько раз в день, сидя или лежа в удобной позе, мысленно или шепотом 30 раз повторять соответствующую формулировку самовнушения. Впоследствии этот метод скомпрометировал себя ввиду того, что Куэ необоснованно распространил его в качестве действенного средства не только на всю медицину, но и на ряд социальных и идеологических сторон жизни общества.
В дальнейшем американский ученый и исследователь Эдмунд Джейкобсон
, показал, что разные эмоциональные реакции вызывают напряжение скелетной мускулатуры в строго определенном для каждой эмоции участке тела. Так, например, депрессивные состояния сопровождаются напряжением дыхательной мускулатуры, при эмоциях страха напрягаются мышцы речедвигательного аппарата и затылочные мышцы. В результате исследования было выявлено, что у больных неврозами постоянно повышен тонус определенных групп мышц и поэтому происходит перенапряжение нервных процессов, вызывающее ощущение утомления и общей слабости. Обучая невротиков специальным приемам мышечного расслабления, Джейкобсон убедился в большой действенности этого метода как лечебного средства. Впоследствии он стал известен как «метод прогрессивной (последовательной) релаксации».
Впоследствии лечение неврозов «прогрессивной релаксацией» стало широко распространяться благодаря немецкому психотерапевту И.Г. Шульцу. В 1932 году он разработал комплексный метод саморегуляции, назвав его аутогенной тренировкой. Важнейшим компонентом этого метода стали приемы общего мышечного расслабления. Первоначально она была направлена только на лечение больных неврозами и состояла из двух этапов.
Первый этап был подготовительным и преследовал цель обучить пациентов умению самостоятельно вводить себя в так называемое аутогенное погружение – состояние пониженного уровня бодрствования, особой дремоты.
Вторая ступень аутотренинга ставила своей задачей непосредственное лечебное воздействие. Опыт показал, что уже само состояние аутогенного погружения обеспечивает успокоение, снимает возбуждение, дает благотворный покой и отдых.
Позднее множество исследователей дополнили труды этих великих людей, так советский физиолог А.И. Ройтбак установил, что нервные импульсы из дыхательного центра распространяются по специальным нервным путям на кору мозга и весьма существенно влияют на её тонус: вдох повышает, а выдох снижает его. Стало понятным, почему максимального физического усилия человеку удается достичь именно в момент задержки дыхания на вдохе. Следовательно, тип дыхания, при котором вдох производится в замедленном темпе, а выдох – быстро и энергично, тонизирует нервную систему и повышает уровень её функционирования. И наоборот, короткий вдох, растянутый, замедленный выдох и небольшая задержка дыхания вызывают общее снижение тонуса ЦНС, снижение кровяного давления, укрепление пульса.
Важность этих способов саморегуляции психического тонуса: целенаправленного изменения тонуса мышц и характера дыхания – выявлена в работах А.А. Крауклиса
. Согласно проводимым им данным в ситуациях, требующих срочного повышения и поддержания психического тонуса, а также в случае срочного торможения ответных реакций на действующий или ожидаемый раздражитель необходимый эффект достигается путем произвольного напряжения мышц. Практика показала, что эти приемы особенно эффективны в ситуациях ожидания воздействия каких-либо событий негативного характера.
Заслуживает внимание и вариант аутогенной тренировки – психомышечная тренировка, предложенная в 1975 году московским специалистом в области спортивной психогигиены А.В. Алексеевым
.
Методика состоит из пяти упражнений, которые позволяли расслабить мышцы путем непосредственного напряжения на вдохе, и расслабления на выдохе. Систематическая мышечная тренировка со сменой напряжения расслаблением используется для тренировки основных нервных процессов возбуждения – торможения.
Понятие, структура и виды общения
Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности. "Человек — это узел связи", — писал Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. ...
Общая характеристика функциональных состояний
Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций. Эта ответная реакция отражает процессы адаптации к воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, а также характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Это дает возможность говорить о функ ...
Поза, жесты, мимика оратора
Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь ...