RSS Feed

Помощь клиентам социальной работы в рамках мотивационно-потребностной теории А. Маслоу
Страница 1

Психология » Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе » Помощь клиентам социальной работы в рамках мотивационно-потребностной теории А. Маслоу

Из работ А. Маслоу можно позаимствовать очень много аспектов, которые могут эффективно использоваться в практике социальной работы. В первую очередь это теория мотивации и иерархии потребностей. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Так, Маслоу называл невроз и психологическую разлаженность дефицитарными болезнями; он считал, что такие заболевания вызываются тем, что не удовлетворены некоторые основные потребности, точно так же, как отсутствие некоторых витаминов может вызвать болезнь.[2] С подобной ситуацией довольно часто могут встретиться социальные работники, и тогда им необходимо иметь ввиду, что способствуя удовлетворению клиентом какой-то одной потребности может произойти вскрытие других, более глубоких неудовлетворенных потребностей. Так же надо помнить, что объем и способ удовлетворения потребностей неодинаковы у разных людей, но основные потребности (такие, как голод) нельзя игнорировать никогда.

Ниже приведена иерархия потребностей в порядке их очередности:

- физиологические потребности;

- потребности безопасности и защиты;

- потребности принадлежности и любви;

- потребности самоуважения;

- потребности личного совершенствования.

Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.

Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. Очень важно чтобы социальный работник это учитывал при работе с клиентами, а иначе его деятельность просто перестанет быть эффективной.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. «Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней, как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы».â

Еще одним не маловажным аспектом теории Маслоу является понятие метамотивации. Метамотивация относится к поведению, на которое влияет рост потребностей и ценностей. Хотя, Маслоу и считает, что такой вид мотивации чаще всего встречается у самоактулизирующихся людей, которые уже удовлетворили свои низкие потребности, не стоит недооценивать важность этой концепции для социальной работы. Ведь, с подобными проблемами социальный работник, скорее всего, встретится у клиентов пожилого, пенсионного возраста. И связано это с тем, что метамотивация часто принимает форму служения идеалам или целям, чему-то такому, что «вне тебя». Метапотребности связаны с основными потребностями, и их неудовлетворение вызывает метапотологии – отсутствие ценности, значимости, завершенности в жизни. И тут достаточно вспомнить о том, как болезненно отразилось на многих людях в нашей стране крушение коммунистических идеалов, распад советского союза.

Страницы: 1 2


Теоретический исследование предпосылок взаимосвязи эмоциональной компетентности детей и родителей. Понятие и структура эмоциональной компетентности. История развития понятия эмоционального интеллек
Первые публикации по проблеме ЭИ принадлежат Дж. Мейеру и П. Сэловею. Весьма популярная на Западе книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» вышла только в 1995 году[1]. Эмоциональный интеллект (ЭИ) (англ. Emotional intelligence) — психологическая концепция, возникшая в 1990 году, и введенная в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером ...

Опросник X. Смишека «диагностика типов акцентуации черт характера и темперамента по К. Леонгарду».
В основу опросника положена концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Лич­ности, у которых отдельные из основных черт имеют высокую степень выраженности, Леон-гард называл акцентуированными. Автор выделяет 10 типов акцентуации: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, тревожно-бо ...

Одаренность:теоретические вопросы. Понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»
Адекватность использования термина «одаренность» до сих пор является предметом научных дискуссий. Это происходит потому, что в психолого-педагогической литературе существует две точки зрения на определение данного феномена. С одной стороны под одаренностью понимается некая генетически обусловленная исключительность (одаренные дети). С д ...