RSS Feed

Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Страница 7

Психология » Периодизация детства по Эриксону » Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона

На этой стадии развития возникает мудрость, которую Э. Эриксон определяет как отстраненный интерес к жизни как таковой перед лицом смерти.

Напротив отсутствие этой личностной интеграции ведет к страху смерти. Возникает отчаяние, ибо слишком мало осталось времени, чтобы начать жизнь сначала и по-новому, чтобы попытаться достичь личностной целостности иным путем. Это состояние можно передать словами русского поэта B.C. Высоцкого: «Вам вечным холодом и льдом сковало кровь от страха жить и от предчувствия кончины».

В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные «добродетели» личности. Но поскольку позитивные чувства всегда существуют и противостоят негативным, то и «добродетели» имеют два полюса.

Так базовая вера против базового недоверия рождает НАДЕЖДУ – ОТДАЛЕНИЕ;

автономность против стыда и сомнения – ВОЛЮ – ИМПУЛЬСИВНОСТЬ;

инициативность против вины – ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – АПАТИЮ;

трудолюбие против чувства собственной неполноценности – КОМПЕТЕНТНОСТЬ – ИНЕРЦИЮ;

идентичность против диффузии идентичности – ВЕРНОСТЬ – ОТРЕЧЕНИЕ;

близость против одиночества – ЛЮБОВЬ – ЗАМКНУТОСТЬ;

порождение против самопоглощенности – ЗАБОТА – ОТВЕРЖЕНИЕ;

эгоинтеграция против потери интереса к жизни – МУДРОСТЬ – ПРЕЗРЕНИЕ.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Вступление
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица. Это доказывает тот факт, что доказывает вр ...

Личность подростка
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, весьма характерными становятся негативизм, дисгармоничность в строений личности, смещение установившейся системы интересов и направленностей ребенка. С другой стороны, подростковый возраст ...

Взаимосвязь тревожности и неуверенности
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля ...