Основные механизмы и факторы развития индивидуальностиСтраница 1
Индивидуальность – характерная черта всего живого.
2 группы факторов развития индивидуальности: биологические и социальные (ситуативные).
Различают ситуативные факторы и ситуационные. Ситуативные – стабильные факторы, которые отличаются продолжительностью действия в жизненном пространстве субъекта. Ситуационные – кратковременные, приходящие.3 основных ситуативных фактора: семья, профессия, школьное обучение.
Семья: 3 аспекта семейной жизни, которые в наибольшей степени определяют инд-психол.особенности: размер семьи и конфигурация, порядок рождения ребенка, стиль воспитания. Роберт Зайонц (70-е гг. США) исследовал интеллект.
Стили воспитания уровень контроля;уровень принятия
+ принятии, + контроль – авторитетный
- принятие, + контроль – авторитарный
+ принятие, - контроль – разрешающий (попустительский)
- принятие, - контроль – пренебрегающий
Особенности индивидуальности зависят от стиля воспитания:
Авторитарный – способствует формированию заниженной самооценки, негативного Я-браза, трудности во взаимодействии со сверстниками
Разрешающий – формируется социальная незрелость, повышенная агрессивность, т.к. сталкивается с запретами.
Пренебрегающий – ребенок чувствует себя брошенным, возникает ощущущение одиночества, покинутости, другие дети компенсируют эти чувства примитивными способами. Характерна высокая импульсивность, соуиально незрелые, не ориентируются на достижения, не достигают высокого соц. статуса.
Авторитетный – формирует чувство уверенности, позитивного Я-образа, адекватную самооценку, стремление ставить посильные задачи и достигать их.
Обучение:
1. Личность первого учителя играет важную роль в развитии ребенка. Имеет более важную роль, чем технология обучения и учебный курс. Личностные отношения учителя очень сильно определяют характеристики "Я-образа". Надо различать понятия "Профессиональное знание учителя", "знание методик" и "отношение к ученикам".
2. Фактор, связанный с технологией. Те, кто задействуют в учебной деятельности память (репродуктивные), мышление критическое и творческое (способность к нестандартному мышлению, сильная интуиция)
Профессиональный фактор
Уровень включенности в сферу проф. деятельности, наличие проф.успехов.
Биологические основы индивидуальных различий:
Индивидуальные различия имеют двойную обусловленность – социальную и биологическую. К биологическим факторам относят:
1. телесную конституцию (Существуют конституциональные теории темперамента), особенности обмена веществ (уровень содержания кислорода, сахара, скорость обменных процессов). Существуют гуморальные тории темперамента (Гиппократ)
2. Обменные процессы определяют не только биоритмологические типы людей (жаворонки, совы), но и особенности восприятия человеком времени: переоценка времени (везде опаздывают), недооценка времени (приходят раньше).
3. Функциональная асимметрия парных органов и полушарий головного мозга. На уровне асимметрии парных органов не выявлено никаких различий в индивидуальности, а полушария определяют психологические развития: художественный и мыслительный тип; пессимисты и оптимисты.
4. свойства н.с.
5. пол человека
Св-ва н.с. рассматриваются как ведущий биологический фактор. Павлов ввел понятие свойств н.с. 3 св-ва: сила, уравновешенность, подвижность. В психологии св-ва н.с. начал изучать Теплов. Он пытался определить зависимость св-в н.с. с темпераментом и характером. Использовать понятие св-в н.с. некорректно. Надо говорить о типологических особенностях, о степени выраженности. Когда мы говорим об особенностях н.с., то нучно говорить не просто о св-вах н.с., а о степени выраженности любого св-ва. Тип - устойчивое сочетание выраженности св-в. Структура св-в н.с.: в качестве первичных или основных св-в Павлов считал силу и подвижность, а уравновешенность – вторичным. Большинство ученых считают, что св-ва н.с. не рядоположены, а организованы в структуру. Большинство ученых предпочитали структуру Небылицина. 4 первичных св-ва н.с.: сила, подвижность, динамичность, лабильность. Характеризуют как возбужение, так и процессы торможения. (всего 8 первичных св-в). В качестве вторичных св-в оценивают баланс этих свойств по силе, по подвижности, лабильности и динамичности возбуждения и торможения. В школе Теплова и Небылицина было введено представление об общих св-вах н.с. и парциальных св-вах н.с. Небылицин усомнился, что св-ва н.с., которые выделилил Павлов и которые он сочетал в типы, действительно можно поставить в соответствие к 4-м типам темперамента.
Деловое общение, его функции, уровни и виды. Понятие
делового общения
Деловое общение
- это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность
, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые о ...
Испытуемые
В соответствии с целями и задачами эксперимента была сформирована выборка из 29 человек, студентов второго курса специальности «Психология». В выборку входили представители как женского, так и мужского пола. В ходе эксперимента выборка была поделена:
1) по критерию выраженности силы – слабости процессов возбуждения и торможения – на 4 ...
Выводы исследований П.В. Тюленева. «Методы интеллектуального развития».
Цель исследований одаренности П.В. Тюленева: «…помочь родителям сделать своих детей одаренными, сохранить эту одаренность и превратить её в настоящий талант!» Природа одаренности детей окутана тайнами и противоречиями. Но от решения этого вопроса зависит все будущее ребенка, счастье семьи. Родители хотят знать правду и должны знать ее, ...