RSS Feed

Основные механизмы и факторы развития индивидуальности
Страница 2

Психология » Основы психологии » Основные механизмы и факторы развития индивидуальности

3 проявления типологических особенностей.

1. Проявление св-в на уровне индивида: проявление в познавательных процессов. Доказано, что люди с сильным типом н.с. лучше концентрируют внимание, но плохо его распределяют. Переключение внимания лучше связано у людей со слабой н.с. и с высокой подвижностью нервных процессов.

Св-ва н.с. и св-ва темперамента: На сегодняшний день ученые в основном отказались от попытки найти соответствие типа темперамента и типа ВНД, кроме школы Мерлина.

2. На уровне личности: Сильная н.с. – св-ва личности (по Кеттеллу): высокое самообладание, упорство, ответственность, хорошая контролируемость эмоций и поведения, сдержанность, уверенность в себе. Подвижность, возбуждение: склонность к сомнению, подозрительность, ориентация на внешнюю реальность. Инертность возбуждения: доверчивость, погруженность в себя, ориентация на внутренний мир. Подвижность торможения: слабая настойчивость, подозрительность, плохая контролируемость эмоций и поведения, склонность к сомнениям. Инертность торможения: упорство, ответственность, доверчивость, ориентации на внешнюю реальность, чувство вины, консерватизм, хорошая контролируемость эмоций и поведения.

3. Уровень индивидуальности: Проводились исследования, целью которых являлось изучение связи св-в н.с. и стиля деятельности (Климов. Мерлин). Определено 2 стиля деятельности:

1)Исследовательская деятельность – после подготовки.

2) Стиль деятельности, когда предварительная стадия практически отсутствует. Проблемы устраняются в процессе выполнения.

Существует связь типа н.с. со стилем деятельности. Первый тип характерен для людей со слаб. Н.с.

Функциональная асимметрия.

Со 2-й половины 19 века возникла идея о том, что истончником право- и леворукости является доминантность того или иного полушария. Начало было положено исследователем Полем Брока, который открыл центрречи в 1836 г. Он считал, что у правшей центр речи – в левом полушарии, а у левшей – в правом. Впоследствии выяснилось, что данные Брока были ошибочны. Центр речи у всех находится в левом полушарии. Правое полушарие также связано с речью, но оба полушария выполняют разные функции. В левом – центр речи отвечает за моторную сторону речи, в правом – смысловой центр. Брока также обнаружил перекрест на уровне ствола мозга. Импульсы из правого полушария идут в левую сторону.

Механизмы развития индивидуальности.

1. дифференцированности (Уиткин). Все психические образования по мере своего развития дифференцируются. Например, эмоции у младенца не дифференцированы. Постепенно происходит дифференциация положит. и отрицат. эмоций. У взрослых – целый спектр эмоций. Дифференциация считается уникальным механизмом развития. Дифференциация в одной системе сопровождается дифференциацией во взаимосвязанных системах. (Развитие моторной системы руки способствует развитию речи). Уровень дифференциации психических структур и скорость диф.слабо связаны с наследственными факторами. Зависят от среды.

2. иерархичности (субординации)

3. координации

2 и 3 тесно связаны между собой.

Ананьев: два механизма хоть и имеют разную направленность, но взаимодополняют друг друга и связаны. Субординация – отношение доминантности – подчиненности. Низшие структуры подчинены высшим (личностные особенности важнее организационных). Св-ва характера или темперамента рассматриваются как подчиненные свойствам личности (характер).

Механизм координации говорит о взаимодействии св-в индивидуальности одного уровня. Например, сочетание таких свойств темперамента как нейротизм и экставерсия (эти св-ва работают автономно).

Страницы: 1 2 3


Результаты экспериментального исследования особенностей внимания детей с речевыми нарушениями
I серия эксперимента. При выполнении первого задания дети обнаружили различные уровни развития объема внимания, самым характерным для них оказался средний уровень. Высокого уровня развития объема внимания не показал ни один ребенок. Средний уровень развития объема показали 8 детей (80%). Дети воспроизвели 3-4 точки из 8 за 15 секунд. Р ...

Функции и виды речи
Речь – это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков. Речь является основным средством человеческого общения, с помощью которой человек получает и передает большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абс ...

Психология речи. Виды и функции речи. Мышление и речь
Речевое общение развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово – разновидность знака. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значе ...