RSS Feed

Сознание и деятельность

Одним из основных принципов психологии является принцип единства сознания и деятельности, сформулированный С.Л. Рубинштейном. Согласно этому принципу сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – она «встроена» в деятельность и неразрывна с ней. Человек, движимый каким-нибудь влечением, будет действовать иначе, когда он осознает влечение, на которое направлено действие, чем действовал, пока он этого не осознавал. Факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, ее течение и характер. Деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды, она начинает по-иному регулироваться.

Осознанность или неосознанность того или иного действия зависит от отношений, которые складываются в ходе деятельности: действие осознается, когда частичный результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта, и перестает осознаваться, когда цель переносится дальше и прежнее действие превращается лишь в способ осуществления другого действия, направляемого на более общую цель. Так, по мере того как более мелкие частные задачи приобретают относительную самостоятельность, действия, на них нацеленные, осознаются; по мере того как они входят в более обширные общие задачи, действия, на них направленные, выключаются из сознания, переходят в подсознание. Сознание включается и выключается в зависимости от отношений – между задачами и способами их осуществления, – которые складываются в самом процессе деятельности. Сознание – это не внешняя сила, которая извне управляет деятельностью человека, а предпосылка и одновременно результат деятельности.

Различные уровни и типы сознания означают вместе с тем и различные уровни или типы поведения (реакция, сознательное действие, поступок). Сознательное действие отличается от неосознанного своей структурой, отношением к ситуации, в которой оно совершается, и своим протеканием. От реакции сознательное действие отличает иное отношение к объекту: для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий, а действие – это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. По мере того, как формируется предметное сознание происходит преобразование реакции в сознательное действие. Действие, становится поступком по мере осознания отношения этого действия к действующему субъекту, к самому себе и к другим людям и по мере регулирования сознанием этого действия.

На различных этапах развития сознания происходит изменение внутренней природы действия или актов поведения, влекущее за собой изменение психологических закономерностей их внешнего объективного протекания. В связи с этим структура сознания может быть определена по внешнему, объективному протеканию действия.

Всякое переживание субъекта всегда и неизбежно является переживанием чего-то и знанием о чем-то. Внутренняя природа любого переживания определяется опосредованно через отношение его к внешнему, объективному миру. Переживание не возможно без соотнесения его с объектом, на который оно направлено. Однако внешняя сторона акта не определяет его однозначно. Природа человеческого поступка определяется заключенным в нем отношением человека к человеку и окружающему его миру, составляющим его внутреннее содержание, выражающееся в его мотивах и целях.

Единство сознания и деятельности или поведения основывается на единстве сознания и действительности или бытия. Одно и то же отношение к объекту обусловливает и сознание и поведение, одно – в идеальном, другое – в материальном плане.


Клинические критерии синдрома предменструального напряжения
I. В течение последнего года в большинстве менструальных циклов наблюдается пять или более из перечисленных ниже симптомов. Симптоматика сохраняется в течение последней недели фазы желтого тела, ремиттирует через несколько дней после начала фолликулярной фазы и отсутствует в течение недели после менструации. По крайней мере один из симп ...

Определение общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными ...

Армянский менталитет
Типичному армянскому характеру присущи бесконечная наивность, удивительная простота, абсолютная бесхитростность. Армянин, вопреки распространенному мнению, искренен и наивен настолько, что, как тонко заметил Дереник Демирчян, многим за этой искренностью и наивностью чудится неискренность и глубокомыслие*. В армянине есть свой, в корне ...