RSS Feed

Геронтогенез

В периодизации геронтогенеза выделяются три градации: пожилой возраст: для мужчин – 60-74 года, для женщин – 55-74 года, старческий возраст – 75-90 лет, долгожители – 90 лет и старше.

Наиболее подробно исследована специфика старения на различных уровнях его индивидуальной организации, где имеет место снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена, уменьшение способности клеток осуществлять окислительно – восстановительные процессы. Этому способствует также и разрастание соединительной ткани в различных функциональных системах, в скелетных мышцах, сосудах и других органов. Вместе с тем ученые приходят к пониманию старения как внутренне противоречивого процесса, характеризующегося не только снижением, но и уменьшением активности организма, благодаря действию закона гетерохронии, т.е. разнонаправленности изменений, происходящих в отдельных функциональных системах. Особое значение имеют эволюционно – инволюционные процессы, происходящие в центрально нервной системе.

В период геронтогенеза происходит приспособление к новым условиям жизнедеятельности и повышение различными способами биологической активности различных структур организма, обеспечивающих его работоспособность после завершения репродуктивного периода.

В период геронтогенеза усиливается роль личностного фактора в создании здорового образа жизни. В сознательной регуляции поведения, направленной на сохранность индивидуальной организации и на ее дальнейшее развитие, большую роль играет эмоциональная сфера, психомоторика и речевая деятельность, относящиеся к интегральным характеристикам психики человека. О комплексном характере воздействия эмоционально значимых раздражителей на человека свидетельствуют данные о зависимости продолжительности жизни от воздействия длительного стресса. Б.Г. Ананьев придавал огромное значение речевому фактору, способствующему сохранности человека. Он писал о том, что речемыслительные функции противостоят процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций. В период геронтогенеза не только в соматической организации, но и на уровне психологических функций усиливается противоречивость, неравномерность и гетерохронность их возрастной динамики. Это выражено в том, что ухудшение работы слухового анализатора с возрастом носит избирательный характер, обусловленный как исторической природой человека, так и защитными функциями организма. В высокочастотном диапазоне после 40 лет происходит значительное снижение громкостной чувствительности, при котором ее спады чередуются с моментами подъема. В диапазоне средних частот, где располагаются речевые звуки, ухудшение громкостной чувствительности в период 20 – 26 лет происходит в незначительной степени. А вот низкочастотные звуки – шумы, шорохи сохраняют в позднем онтогенезе свое сигнальное значение. Снижение разных видов цветовой чувствительности в 25 – 80 лет также происходит с неодинаковой скоростью. Чувствительность к желтому цвету после 50 лет практически не изменяется, а к зеленому – снижается в замедленном темпе. Напротив, значительное ослабление сенсорной реакции с возрастом имеет место на красный и синий цвета, т.е. нанслабление сенсорной реакции с возрастом имеет место на красный и синий цвета, т.увствительности в период 20 - 26 е спады черед крайние, коротко- и длинноволновые части спектра. В то же время глазомерная функция и сенсорное поле зрения, отличаются достаточно высокой сохранностью вплоть до 70 лет. Все это свидетельствует о важном значении этих функций на протяжении всей жизни человека, вплоть до старения человека.

В позднем онтогенезе усиливается роль личности, ее социального статуса и ее включенности в систему общественных связей в сохранении трудоспособности человека как субъекта разных видов деятельности.


Результаты экспериментального исследования особенностей внимания детей с речевыми нарушениями
I серия эксперимента. При выполнении первого задания дети обнаружили различные уровни развития объема внимания, самым характерным для них оказался средний уровень. Высокого уровня развития объема внимания не показал ни один ребенок. Средний уровень развития объема показали 8 детей (80%). Дети воспроизвели 3-4 точки из 8 за 15 секунд. Р ...

Агрессивность и семейные взаимоотношения
Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное и снисходительное, где в качестве дисциплинарных в ...

Понятие и особенности невербального мышления детей без патологии речи и детей с общим недоразвитием речи. Сущность мышления, как психологического процесса
Понятием «мышление» обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Этот факт обусловливает социальную и личностную значимость мы ...