RSS Feed

Потенциалы возрастного развития

Психология » Возрастная периодизация » Потенциалы возрастного развития

Успешное формирование всесторонне и гармонически развитой личности возможно лишь при учете закономерностей ее развития.

Включенность человека в разные системы: биологические, экологические, социальные, определяет чрезвычайную сложность и разнородность детерминант и потенциалов индивидуального развития.

Развитие человека – единый процесс, детерминированный историческими условиями общественной жизни. Результатом взаимодействия биологического и социального в индивидуальном развитии человека является формирование индивидуальности. Ее суть составляет единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида; общим эффектом этого слияния, интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией всех свойств и их саморегуляцией. Социализация личности, сопровождающаяся все большей индивидуализацией, охватывает весь жизненный путь человека.

По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития. Происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом и другими людьми. Особую роль играют те стороны психики, которые обеспечивают внутреннюю активность личности, проявляющуюся в ее интересах, эмоциональном, осознанном отношении к окружающему и к собственной деятельности.

В ряде исследований установлено большое сходство особенностей развития личности в детстве, юности, раннем, среднем и позднем зрелом возрасте, что позволяет говорить о существовании различных индивидуальных стилей развития.

Таким образом, потенциалы развития включают индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, преобразуясь под влиянием деятельностей человека, составляют своеобразное сочетание потенциалов индивидуального развития.


Переход к экспериментальным исследованиям.
Как уже говорилось, соционическая теория поставила сразу слишком много серьёзных вопросов. Небольшая группа исследователей была способна лишь «нащупать» пути к их решению, но не решить. Поэтому с начала 1990-х гг. началось разделение соционической теории на ряд связанных друг с другом проблем и предположений, каждое из которых требовало ...

Кризис первого года
С одной стороны, кризис первого года проходит в семье, не проявляется вне ее в каком-либо воспитательном учреждении, с другой – этот кризис относится к числу «малых», он разделяет два периода одной эпохи – младенчество и ранний возраст.[3] Л.С. Выготский связывает кризис одного года с возникновением автономной речи и отчасти – с появле ...

Соотношение личности и профессии
Парсон считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Соотношение независимых личностных особенностей с соответствующими профессиональными функциями и составляет механизм выбора профессии. Шандриков, Кудрявцев и Климов признают факт влияния профессии на личность и ...