RSS Feed

Образ в восприятии, воображении и мышлении

Психология » Ответы на экзаменационные вопросы по психологии » Образ в восприятии, воображении и мышлении

Образ в восприятии.

Все, что воспринимается человеком, предстает перед ним в виде целостных образов. В результате совместной работы органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. При этом происходит объединение образов, полученных как от одного органа чувств, так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая яблоко, мы объединяем ощущения, поступающие от зрительных, осязательных, вкусовых рецепторов, присоединяя к ним и наши знания о нем). Подобное объединения изолированных ощущений превращает их в целостное восприятие, переходя от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Основываясь на ощущениях всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Однако при этом происходит не простое суммирование отдельных ощущений. Происходит задействование предыдущего опыта, процессов осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Образы воображения

являются продуктом и результатом процесса воображения. Образы воображения могут возникать на основе просмотра фотографий, картин, кинофильмов, прослушивания музыкальных произведений, восприятия отдельных звуков и шумов, в соответствии с инструкцией, указаниями другого субъекта, через описание какого-либо события, вещи, персонажа, или по ассоциации с чем-либо. Возникновение образов становится возможным благодаря тесной связи воображения с другими психическими процессами, имеющими образную природу (ощущением, восприятием, памятью, представлениями, мышлением).

Воображение, также как и восприятие, опирается на прошлый опыт, в связи с чем образы воображения всегда вторичны, они основываются на ранее пережитых, воспринятых, прочувствованных человеком предметах и явлениях. Работа воображения состоит в преобразовании опыта: его обобщении, дополнении, перекомбинировании. При этом новый образ приобретает иную эмоциональную окраску, изменяется его масштабность. Воображение имеет тесную связь с представлением, с которым ее роднит наглядность или представимость образов, их отнесенность к какой-либо модальности (зрительной, тактильной, слуховой и т. п.). В отличие от образов понятий, суждений, умозаключений для образов воображения значительно снижена функция контроля, оно более свободно, так как воображение не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание. В отличие от процессов памяти для воображения не обязательно точное воспроизведение информации. Отличительным признаком процесса воображения является новизна, которая носит относительный характер. По отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какой-то момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какого-либо человека образ воображения является новым. Новизна проявляется больше в процессах творчества, чем в воссоздающем воображении.

Образ в мышлении.

При решении мыслительных задач соответствующие образы, извлекаемые непосредственно из памяти или воссоздаваемые воображением, мысленно преобразуются так, что в результате мы приходим к решению задачи. В результате аналитико-синтетической деятельности мышления происходит разложение исходных образов на отдельные части и последующее соединение их с образованием новых образов – образов мышления.


Методы исследования в психологии труда
Изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частные методических приемов, познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее усовершенствованию. Предусматривает получение и использование научных факторов, данных о психоло ...

Помощь клиентам социальной работы в рамках мотивационно-потребностной теории А. Маслоу
Из работ А. Маслоу можно позаимствовать очень много аспектов, которые могут эффективно использоваться в практике социальной работы. В первую очередь это теория мотивации и иерархии потребностей. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность у ...

Психологические средства коррекции внимания у детей дошкольного возраста
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети длительное время занимаются одн ...