RSS Feed

Образ в восприятии, воображении и мышлении

Психология » Ответы на экзаменационные вопросы по психологии » Образ в восприятии, воображении и мышлении

Образ в восприятии.

Все, что воспринимается человеком, предстает перед ним в виде целостных образов. В результате совместной работы органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. При этом происходит объединение образов, полученных как от одного органа чувств, так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая яблоко, мы объединяем ощущения, поступающие от зрительных, осязательных, вкусовых рецепторов, присоединяя к ним и наши знания о нем). Подобное объединения изолированных ощущений превращает их в целостное восприятие, переходя от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Основываясь на ощущениях всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Однако при этом происходит не простое суммирование отдельных ощущений. Происходит задействование предыдущего опыта, процессов осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Образы воображения

являются продуктом и результатом процесса воображения. Образы воображения могут возникать на основе просмотра фотографий, картин, кинофильмов, прослушивания музыкальных произведений, восприятия отдельных звуков и шумов, в соответствии с инструкцией, указаниями другого субъекта, через описание какого-либо события, вещи, персонажа, или по ассоциации с чем-либо. Возникновение образов становится возможным благодаря тесной связи воображения с другими психическими процессами, имеющими образную природу (ощущением, восприятием, памятью, представлениями, мышлением).

Воображение, также как и восприятие, опирается на прошлый опыт, в связи с чем образы воображения всегда вторичны, они основываются на ранее пережитых, воспринятых, прочувствованных человеком предметах и явлениях. Работа воображения состоит в преобразовании опыта: его обобщении, дополнении, перекомбинировании. При этом новый образ приобретает иную эмоциональную окраску, изменяется его масштабность. Воображение имеет тесную связь с представлением, с которым ее роднит наглядность или представимость образов, их отнесенность к какой-либо модальности (зрительной, тактильной, слуховой и т. п.). В отличие от образов понятий, суждений, умозаключений для образов воображения значительно снижена функция контроля, оно более свободно, так как воображение не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание. В отличие от процессов памяти для воображения не обязательно точное воспроизведение информации. Отличительным признаком процесса воображения является новизна, которая носит относительный характер. По отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какой-то момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какого-либо человека образ воображения является новым. Новизна проявляется больше в процессах творчества, чем в воссоздающем воображении.

Образ в мышлении.

При решении мыслительных задач соответствующие образы, извлекаемые непосредственно из памяти или воссоздаваемые воображением, мысленно преобразуются так, что в результате мы приходим к решению задачи. В результате аналитико-синтетической деятельности мышления происходит разложение исходных образов на отдельные части и последующее соединение их с образованием новых образов – образов мышления.


Основные сведения
Родился 14 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. В 1864 году, окончив духовное училище, поступил в Рязанскую духовную семинарию. Годы учебы Павлова совпали с бурным развитием естествознания в России. Огромное впечатление на него произвела случайно попавшая в руки книга И. М. Сеченова - «Рефлексы головного мозга». Увлекшись ею, ...

Кризисы развития зрелых возрастов
Главная особенность развития в зрелом возрасте – минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека – его опытом, родом занятий, установками и т.д. У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис 30 лет, кризис «середин ...

Экспериментальное исследование предпочтений подростков в сфере общения методом анкетирования. История исследований в сфере общения подростков
За последние тридцать лет в России и за рубежом было проведено множество исследований, касающихся различных сторон общения подростков. Возраст испытуемых – 9-17 лет. Согласно данным статистики, среди важнейших жизненных ценностей 15-17-летние подростки называют желание иметь верных друзей (дружбу как главную ценность в жизни выделили 9 ...