Заключение
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Часто встречается недостаточная произвольность внимания, при этом ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобный недостаток не может быть устранен фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требует, как показывают исследования, для его преодоления специально организованной работы, нередко посредством игровой деятельности, близкой сферой для детей данного возраста.
В результате исследования мы раскрыли сущность понятия внимания и охарактеризовали его особенности у дошкольников, провели опытно-экспериментальную работу по определению уровня развития внимания у старших дошкольников, разработали методические рекомендации по развитию внимания.
Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что проблема особенности развития внимания в дошкольном возрасте значительна.
Полученные результаты показали, что в дошкольном возрасте складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов. Внимание становится опосредованным.
В результате мы выявили, что у некоторых детей отсутствие интереса и мотивации к заданию, что непосредственно связано с недостатками в развитии внимания.
Нами было предложено несколько вариантов занятий, игр с воспитателями, родителями и детьми. Занятия и игры направлены на развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания; игры, направлены на развитие слухового внимания, на развитие сенсорного внимания.
Использовались научные методы диагностики внимания, игры и упражнения для коррекционно-развивающей работы, психогимнастика. Прежде всего, проводили наблюдение, беседу с детьми и родителями.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Поняв, что проблема развития внимания у детей дошкольного возраста значительна, т.к. внимание – один из главных психических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе.
В целях совершенствования развития внимания у детей дошкольного возраста целесообразна разработка методик и использование нестандартных задач.
Систематически использовать на занятиях игровые задания, способствующие развитию у дошкольников познавательного интереса и самостоятельности.
Осуществлять целенаправленное обучение дошкольников с помощью специально подобранных игровых упражнений, учить их наблюдать, запоминать.
Такая работа должна вестись по двум направлениям:
1. Использование специальных игровых упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких игровых занятий: попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что работа по развитию внимания дошкольников дело важное и необходимое.
Манипуляция
Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли своими собственными, а не “наведенными” извне и признавал себя ответственным за них.
Мотивация ...
История становления и развития психологии труда как отрасли психологической
науки
В псих. науке всегда уделялось внимание псих. вопросу труда. Одним из первых кто занимался ролью личностного фактора труда, был и Сеченов.
В начале 20 века перед психологией были поставлены вопросы о влиянии раздражения и участие работы первой системы в рабочих движениях. О роли активного отдыха в производственном труде.
Оживление на ...
Методические рекомендации по улучшению волевой готовности детей 6-7 лет к
школе
От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешная адаптация вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психологическое самочувствие.
К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. ...