Феномен общенияСтраница 1
Принципиальной теоретической основной междисциплинарных исследований проблем развития и формирования личности являются фундаментальные положения о социальной сущности человека.
Личность катализирует в своей психологической структуре общественных отношений, являясь одновременно их объектом и субъектом. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. [7; с. 5]
Ввиду сложности емкости феномена общения, толкование этого понятия зависит от исходных теоретических оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности.
Понятие «общение» близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам:
· адресант – субъект общения;
· адресат – кому направлено общение;
· сообщение – передаваемое содержание;
· код – средства передачи сообщения, канал связи;
· результат – что достигнуто в итоге общения.
В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности.
В наиболее обобщенных классификациях выделяют три стороны общения:
- Коммуникативную;
- Интерактивную;
- Перцептивную.
Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфически информационного процесса между людьми как активными субъектами с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений.
Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы:
- речь;
- оптично-кинетическая система знаков – жесты, мимика, пантомимика;
- системы паралингвистическая и экстралингвистическая – интонация, паузы;
- система организации пространства и времени коммуникации;
- система «контакта глазами».
Важная характеристика коммуникативного процесса – намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на общение партнера, обеспечить свое идеальную представленность в другом.
Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего – кооперацию и конкуренцию.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека – идентификация и рефлексия. [23; с. 326–327].
Общение – одно из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. [23; c. 326].
Определяя сущность общения, его чаще квалифицируют как взаимодействия, который представляет собой специфическую деятельность.
Показатели качества СЧМС
При выборе показателей эффективности СЧМС необходимо руководствоваться:
1) Объективно характеризовать качество выполнения задачи
2) иметь ясный и однозначный физический смысл
3) достаточно простая, чтобы можно было проанализировать и вычислить
4) при многоуровневой структуре необходимо выявить частые показатели, которые характеризую ...
Музыкальное воспитание детей
Ни в одной области творческой деятельности природа не одарила человека так щедро талантами, как в музыке, что объясняется свойствами самой музыки, передающей самые глубинные эмоциональные состояния человека. Способность превращать ноты в ритмически организованные звуки свойственна многим из нас. Иначе не было бы столько прекрасных оркес ...
Методология и методы психологии
Научная работа объективно в своей методике всегда реализует ту или иную методологию. Под методологией психологии понимается совокупность предпосылок, принципов, методов и средств познания, соответствующих сущности объектов познания. Последовательная и плодотворная реализация методологии возможна только при осознании этой методологии. Б ...